Свободное рыночное формирование цен на высокооктановый бензин марки «супер», действующее в Эквадоре с декабря 2018 года, привело к снижению потребления и предложения этого вида топлива. Спрос упал на 38,32%, с 2,3 млн баррелей в 2018 году до 1,4 млн баррелей в 2019 году, согласно последним данным государственной нефтяной компании «Петроэквадор». В случае предложения, также произошло резкое снижение на 35,49%, с 2,45 млн до 1,58 млн баррелей. На нефтеперерабатывающем заводе «Ла Либертад» производство бензина «супер» снизилось на 25,43%, с 39 000 баррелей в первой половине 2018 года до 29 000 баррелей в период с января по июнь этого года.
В настоящее время цена бензина «супер» колеблется от USD 2,98 до 3,05 за галлон. Согласно данным Центрального банка и «Петроэквадор», автовладельцы перешли на использование бензина «экстра», с более низким октановым числом (85), и бензина «Экопаис», который представляет собой смесь бензина «экстра» с 5% этанола. Предложение бензина «экстра» выросло на 7,8% в 2019 году, с 5,98 млн до 6,45 млн баррелей. В то время как доля «Экопаис» на рынке увеличилась на 9%, от 6,39 млн до 6,97 млн баррелей.
Исполнительный декрет № 490 отменил государственную субсидию на бензин «супер», а декретом № 619 цена на этот вид топлива с декабря 2018 года стала свободной рыночной. По состоянию на август 2019 года, цена для конечного потребителя составляла USD 2,95 на заправках «Петроэквадор» и USD 3,05 за галлон на частных заправках.
Франсиско Сильва, вице-президент Национальной палаты дистрибьюторов производных топлива, объяснил, что падение потребления бензина «супер» очень беспокоит, потому что продажи и доходы в секторе сильно пострадали. «Мы очень обеспокоены тем, что, хотя на национальном уровне произошло сокращение потребления почти на 40%, это касается только крупных городов. В малых и средних городах сокращение спроса на «супер» составляет не менее 50%» - пояснил он. Это привело к падению доходов с 20 до 15%. Например, на заправочной станции в небольшом городе раньше продавалось от 8000 до 10 000 галлонов бензина «супер» в день, а теперь только от 4 000 до 5 000 галлонов.
Чтобы справиться с кризисом, дилерский сектор предложил правительству несколько альтернатив. С одной стороны, запрошена возможность импорта диспенсеров и смесителей, чтобы создать промежуточный продукт между «супер» и «экстра». С другой стороны, было предложено пересмотреть маржу прибыли, которая оставалась замороженной в течение 16 лет. С пересмотром маржи прибыли, по словам Сильва, можно было бы создать 4 500 прямых рабочих мест и инвестировать в новые емкости для хранения топлива, которым в большинстве случаев больше 20 лет. «С самого начала мы предупреждали правительство о том, что субсидии должны быть отменены и на «супер», и на «экстра», чтобы избежать смещения спроса. Если ответа от правительства не будет, нам придется принять решительные меры, такие, как закрытие заправок с 10 часов вечера или переход на автозаправочные станции самообслуживания», - заявил он.