Развитие цифровой экономики привело к тому, что крупные компании этой отрасли могут продавать свою продукцию или услуги потребителям, расположенным в любой точке мира, не обязательно иметь офисы или представительства во всех странах. Facebook, например, имеет основной офис в Калифорнии (США), а работает по всему миру. Нечто подобное происходит с другими компаниями, в меньших масштабах.
Такая ситуация представляет собой сложную задачу для государств в области налогообложения, поскольку работа этих компаний не согласуется с традиционными нормами. Экономическая комиссия для стран Латинской Америки и Карибского региона (ЭКЛАК) проанализировала эти проблемы в своей публикации «Финансовый ландшафт Латинской Америки и Карибского региона (2019)». Только в 3 из 16 проанализированных стран применяют налог на добавленную стоимость (НДС) к цифровым услугам, предлагаемым транснациональными корпорациями в этих странах. Речь идет об Аргентине, Колумбии и Уругвае. В то же время, еще три страны находятся на пути к этому: Чили, Коста-Рика и Уругвай.
Международное агентство оценило доход, который может быть получен в 10 странах региона, если НДС будет взиматься, по крайней мере, с четырех крупных компаний в области цифровой экономики: Uber, Netflix, Spotify и Apple. По расчетам ЭКЛАК, ежегодный сбор может составить USD 11,2 млн. Кроме того, еще USD 200 000 можно получить при введении 3% налога на цифровые услуги, который будет применяться только к системам, предоставляющим посреднические услуги между пользователями, такими, как Uber. Исследования ЭКЛАК предлагает странам региона принять рекомендации Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), касающиеся разработки упрощенной системы учета компаний-нерезидентов в реестре плательщиков НДС, что заставит их декларировать и платить за услуги, которые предоставляются конечным потребителям в каждой стране.
Что касается подоходного налога (IR), то задача заключается в том, как распределить налогооблагаемую базу между различными юрисдикциями, участвующими в коммерческих сделках, поскольку, в соответствии с традиционными правилами, право на налогообложение имеет страна проживания продавца. В этом случае пока не существует консенсуса в отношении временных мер, до тех пор, пока не будет найдено всеобъемлющее решение. Из 16 проанализированных стран только Перу и Уругвай внесли соответствующие юридические изменения. На региональном уровне наблюдается тенденция взимания пониженного НДС за эти услуги.
Что касается Эквадора, то страна отстает в этом отношении. Налоговое управление оставляет желать лучшего, считает налоговый консультант Карлос Калеро. Он напомнил, что в Эквадоре многие из этих фирм даже не выдают счета-фактуры и предложил определить налогооблагаемую базу IR на основе процента от объема доходов, которые могут быть оценены путем обмена информации между Налоговой службой и банками-эмитентами кредитных карт.