Несмотря на то, что цветы по-прежнему являются одним из пяти основных не нефтяных экспортных продуктов, продажи эквадорских цветов на международном рынке упали на 14% с 2014 года. Так, по последним данным Ассоциации экспортеров цветов (Fedexpor) и Центрального банка Эквадора, продажи снизились в денежном выражении с USD 918 млн в 2014 году до USD 793 млн в 2018 году. Кроме того, объем экспорта также снизился на 5%. Другими словами, пять лет назад эквадорские цветочные производители продавали 165 190 тонн, но по итогам прошлого года поставки составляли около 157 418 тонн.
Несмотря на рост не нефтяного экспорта в денежном выражении на 5,3% в 2018 году, в случае цветов наблюдалось снижение на 3,3%. Одним из основных факторов, влияющих на эту тенденцию, было снижение международных цен на цветы. Фернандо Мендоса, экономист и предприниматель, прокомментировал, что экспорт цветов цикличен и сильно привязан к различным датам года, таким, как День Святого Валентина или День матери. Кроме того, во многих случаях, как и в настоящее время в США, климатические условия оказывают негативное влияние и способствуют снижению цен. «Только за последний год экспортная цена эквадорских цветов снизилась почти на 4%. В целом, продажи в США, основной рынок, упали на 5,2% в течение 2018 года, что представляет собой значительную потерю по сравнению с основными конкурентами, такими, как Колумбия» - пояснил он. Эквадор является третьим мировым экспортером цветов, уступая Голландии и Колумбии.
Еще одним важным фактором, влияющим на конкурентоспособность и стоимость, является необходимость уплачивать пошлину 6,8 % на цветы, чтобы попасть на рынок США, в то время как соседние с Эквадором страны, имеющие с США действующий договор о свободной торговле, свободны от таких пошлин.
Аугусто Солано, президент колумбийской Ассоциации экспортеров цветов (Asocolflores), считает, что существуют и другие скрытые проблемы для Эквадора, снижающие его конкурентоспособность. Это, с одной стороны, переоценка доллара и, кроме того, затраты на рабочую силу. Последнее включает в себя не подходящие методы найма для циклического характера бизнеса, а также меньшая производительность в час, чем у непосредственных конкурентов. Даже рабочая неделя длиннее в таких странах, как Колумбия (48 часов), чем в Эквадоре (40 часов).
Хайме Родригес, другой цветочный предприниматель, подчеркнул, что, хотя в Эквадоре занято под цветочное производство больше гектаров, производительность в Колумбии намного выше. «Часть стратегии должна быть направлена на диверсификацию рынков, более эффективное использование технологий и стимулирование молодых предпринимателей» - считает он.
В январе 2019 года, в привязке к сезону Святого Валентина, Эквадор уже экспортировал 8 551 тонн цветов и, как ожидается, общие объемы поставок в этом сезоне достигнут 18 000 тонн, но еще очень рано для того, чтобы делать прогнозы относительно того, как будут идти продажи в этом году.