Правительство Эквадора предприняло два конкретных шага в направлении дальнейшего сокращения государственных субсидий на топливо. С одной стороны, цена бензина марки «Супер», самого лучшего бензина в Эквадоре, отныне будет свободной, то есть будет варьироваться в зависимости от стоимости на международном рынке и пересматриваться ежемесячно. Уже несколько автозаправочных станций увеличили стоимость галлона этого топлива с USD 2,98, установленных в августе этого года, до USD 3,10, то есть на 12 центов за каждый галлон. Согласно заявлению Министерства энергетики и невозобновляемых природных ресурсов, эта мера является частью новой экономической политики эквадорского правительства, направленной на отказ от 40-летнего государственного бремени в виде субсидий на топливо, что только за последнее десятилетие обошлось казне в USD 50 млрд.
Теперь продажная цена бензина «Супер» будет регулироваться на основе цены на терминалах государственной компании «Petroecuador», которая в настоящее время составляет USD 2,31 (без НДС), как это предусмотрено в поправках в регламент регулирования цен на нефтепродукты, опубликованных в официальном реестре 26 декабря 2018 года. Такое регулирование цены закреплено и исполнительным указом №619. Кроме того, будет формироваться свободный спрос и предложение, поэтому стоимость продажи бензина «Супер» населению на автозаправках будет определяться каждым дистрибьютором. Тем не менее, компания «Petroecuador» обязана следить, чтобы цена этого топлива не превышала международную рыночную цену. Каждый месяц цена бензина «Супер» может варьироваться, тогда как стоимость бензина «Экстра» и «Экопаис» останется USD 1,85 за галлон, подорожав на 37 центов.
Другим шагом на пути полной ликвидации субсидий является заявление Сантьяго Куэста, президентского советника, и Карлоса Перес, министра энергетики, о росте с 15 января 2019 года на 123% цены на дизельное топливо. «15 января эквадорцы получат приблизительную цену USD 2,30 – 2,40 за каждый галлон дизельного топлива, что соответствует международной цене» - сообщил Куэста. Тем не менее, подчеркнул он, субсидируемая государственном цена дизеля будет сохранена для грузового и общественного транспорта. Для частных автомобилей стоимость этого вида топлива будет регулироваться свободным рынком. «Таким образом, не будет никакого увеличения цены на проезд в общественном транспорте или продуктов первой необходимости» - подчеркнул глава Министерства энергетики и невозобновляемых природных ресурсов.
В настоящее время галлон дизельного топлива продается за USD 1,03. Таким образом, по словам Лучано Домингеса, исследователя и аналитика по вопросам энергоэффективности, правительство намерено резко сократить расходы на субсидирование этого вида топлива, которые, по официальным данным «Petroecuador», превышают USD 2 млрд в год. Ожидаемая экономия для казны составит USD 1,5 млрд в год.
О случаях необоснованного увеличения цен на бензин и дизель на заправках по сравнению с действующими правилами граждане могут сообщать по телефону 1800 LO JUSTO (5658786).
Позднее, в официальном коммюнике Министерство энергетики и невозобновляемых природных ресурсов объявило, что цена дизельного топлива будет сохранена на уровне USD 1,037, опровергнув тем самым ранее сделанные заявления. Изменение цены, согласно документу, будет зависеть от результатов согласования между правительством и маркетологами. Вместе с тем, подтверждается, что каким бы ни было принятое решение, стоимость дизеля не изменится для грузового и пассажирского транспорта.
Карлос Перес, министр энергетики, отметил, что для решения всех этих вопросов будут проводиться ежемесячные технические встречи с участием руководства государственной нефтяной компании и Агентства по регулированию и контролю углеводородов (ARCH). Ожидается, что первая встреча пройдет 3 января. Там будет согласована маркетинговая маржа, которая будет применяться как часть формулы расчета для населения продажной цены дизельного топлива. Контроль тех, кто имеет право на льготы, будет осуществляться Налоговой службой (SRI) и Национальным агентством дорожного движения и транспорта (ANT). «Компенсации в отношении транспортного сектора, упомянутого в указе, будут выплачиваться государством после того, как будет составлен окончательный список. Льготы будут варьироваться в зависимости от типа автомобиля, квот и потребляемого топлива», - пояснил министр.