Возможность подключить относительно высокоскоростной – для Эквадора – безлимитный интернет дома или на смартфон, превращает такой бизнес, как интернет-кафе, во что-то устаревшее. В маленькой южноамериканской стране все меньше людей используют подобные заведения. В прошлом году, 23 из каждых 100 эквадорцев, которые использовали интернет в городских и сельских районах, делали это в интернет-кафе. За год до того их было 28, согласно Национальному институту статистики и цензов (INEC), в его докладе «Информационные технологии и средства коммуникации».
Согласно этому же докладу, 54 из каждых 100 человек, использовавших интернет в 2016 году, выходили во всемирную паутину из дома. В 2015 году таких было 52. Смартфоны позволяют их владельцу дома или в любом другом месте читать почту, загружать документы или игры, писать тексты, подавать объявления и т.д.
Все это, а также все больше проникновение в Эквадор установленной и беспроводной связи, сокращает интерес к интернет-кафе, объяснил эксперт Пабло Паэс. Между 2014 и 2015 годом, согласно данным INEC, закрыли свои двери 398 компаний, предлагавших услуги доступа в интернет и телефонной связи. Но еще остается около 3 000 подобных заведений по всей стране. Число интернет-кафе сократилось во всех провинциях, но более всего в Морона Сантьяго, Самора Чинчипе, Карчи, Котопакси, Чимборасо, Лоха и Пичинча. Чтобы привлечь клиентов, оставшиеся делают ставку на рекламу или комбинируют свою активность с другим, более доходным бизнесом.
И дело не только в том, что стало меньше посетителей в интернет-кафе, но приходящие люди проводят там меньше часов, чем раньше. Например, молодая девушка вошла в «Personmanía», интернет-кафе, расположенное на улице Вильсон, на севере Кито. Она вошла в свою электронную посту, распечатала документ на принтере, заплатила и ушла, пробыв в заведении менее 10 минут. Еще два года назад клиенты интернет-кафе, особенно клерки и иностранцы, бродили в сети от 1 до 2 часов в среднем. Но сегодня спрос упал на 40 %. «Люди используют компьютер в среднем 30 минут в день» - пожаловался Хуан Мартинес, владелец помещения. Продажи упали с USD 100 до USD 60 в день за последние два года.
Аналогичная ситуация наблюдается в кафе «Bonklersnet», расположенное в районе площади Фоч квартала Марискаль, на севере Кито. Заведение было открыто 10 лет назад, когда его владелица увидела возможность развития бизнеса при помощи новых технологий. Было много туристов, которые нуждались в связи со своими родными и друзьями, рассказала Джанет Аро, владелица кафе. За два последних года «умные» мобильные телефоны и тарифные планы установленного или беспроводного интернета на дому или в офисах стали его главными соперниками. Аро вспоминает, что столики с компьютерами и телефонные будки всегда были полными, но возрастающее использование интернета дома или при помощи мобильного телефона, даже бесплатные службы связи Skype или Whatsapp ударили по ее бизнесу.
В прошлом году были зарегистрированы 57 интернет-планов на каждых 100 эквадорцев. В 2015 году их было 51 на каждые 100 жителей, согласно данным Агентства регулирования и контроля связи (Arcotel). Из 57 интернет-планов, 47 относились к мобильной интернет-связи и 10 – к установленной.
Анна Суарес, владелица интернет-кафе на юге Кито, приняла решение разнообразить свои услуги и с этого года предлагает услуги консультанта по оформлению налоговых деклараций. Это помогло ей немного восстановить доход, упавший за последний год с USD 90 до 50 в день. За счет этой суммы ей надо платить за коммунальные услуги, аренду и собственно интернет. Другие интернет-кафе комбинируют доступ в интернет с продажей канцелярских товаров и тетрадей, особенно те, которые расположены возле образовательных учреждений. В этих местах спрос еще высок, хотя время пользования сократилось. Паул Перес, владелец интернет-кафе «Multiprint» возле колледжа «Montúfar» на юге Кито, рассказал, что его продажи упали на 20 % в прошлом году. Чтобы противостоять этому, предприниматель проводит различные рекламные акции для клиентов: например, за каждый час в интернете предоставляется еще 15 минут бесплатно.
В 2016 году, согласно INEC, 19 из каждых 100 городских жителей, выходивших в сеть, делали это в интернет-кафе, что на 5 меньше, чем в 2015 года. В сельской местности таких было 37 из каждых 100, на 3 меньше, чем в предыдущем году.