Как стало известно, бразильское предприятие «Odebrecht» подкупило неких государственных служащих действующего правительства, чтобы получить крупные контракты. Суммы взяток исчисляются миллионными цифрами. Вопрос, который будоражит многих: кто именно получил эти миллионы? С разных сторон раздаются все усиливающиеся требования провести честное и прозрачное расследование.
Согласно документам, опубликованным в минувшую среду Департаментом юстиции США, бразильская строительная компания выплатила приблизительно USD 788 млн в виде взяток в 12 странах Латинской Америки и Африки, включая Эквадор и Бразилию. В Бразилии последние два года расследуется связь «Odebrecht» с государственной бразильской нефтяной компанией «Petrobras». Информация Департамента гласит, что это предприятие заплатило, в случае Эквадора, USD 33,5 млн в виде «вознаграждения» госслужащим, способствовавшим получению бразильцами выгодных государственных контрактов.
Независимый законодатель Анри Льянес считает, что, если доклад был обнародован Департаментом юстиции США, то он основан на достоверном и проверенном исследовании. Льянес работал в нефтяном секторе и был профсоюзным лидером. Он уверяет, что взятки, так называемый «откат» – это обычная практика «Odebrecht» с 90-х годов. Эксперт напомнил, что, когда это предприятие хотело построить нефтепровод для перекачки сырой тяжелой нефти (OCP), против чего выступали профсоюзы, один из руководителей бразильского предприятия заявил, что «Odebrecht» никогда не теряет контрактов.
Депутат Диего Сальгадо (CREO) настаивает на явке в Инспекционную комиссию парламента вице-президента Республики Хорхе Гласа, поскольку «именно он является ответственным за стратегические проекты действующего правительства. Пора Глас сказать Эквадору правду, считает Сальгадо.
Генпрокурор Гало Чирибога сделал пространные заявления по этой теме. Он заявил, что общался с компетентными лицами Бразилии, запросив информацию, и, кроме того, попросил эквадорского посла в Вашингтоне Франсиско Борха прислать дополнительную информацию, связанную с докладом. «Если североамериканские власти пришли к соглашению с сотрудниками «Odebrecht», что допускается законодательством США, они, вероятно, располагают информацией о том, кого именно подкупили (…) эту информацию мы надеемся получить в ближайшее время», - заявил Генпрокурор.
«Парламент должен делать то, что должен делать, Прокуратура должна делать то, что она должна делать, мы должны разоблачать коррупцию», - заявил законодатель Октавио Вильякресес (PAIS). Однако, привлекает внимание, что в период девяти лет этот скандал не был обнаружен, исследован и наказан контролирующими организациями. По мнению Вильякресеса, вероятно, имела место «небрежность» в расследовании. Его коллега Александра Оклес добавила, что деятельность каждого из госслужащих находится под постоянным контролем.
В свою очередь, на пресс-конференции юридический советник администрации президента Алексис Мера попытался разграничить ответственность членов правительства. Он напомнил, что в 2008 году бразильская компания была изгнана из страны и впоследствии ужесточена легализация ее пребывания и работы в Эквадоре, после того, как были обнаружены технические неполадки на гидроэлектростанции «Сан-Франциско», строительством которой занимались бразильцы. «Вероятно, был какой-то человек, который обманул «Odebrecht», обещая им то, что никогда не исполнил», - пояснил Мера.
На этой пресс-конференции настойчиво повторялось утверждение, что самое большее вложение «Odebrecht» в настоящее время направлено на реализацию второго этапа строительства метро Кито. На это столичный муниципалитет опубликовал пресс-релиз, в котором уверил, что будут проведены достоверные исследования. Кроме того, нынешние власти Кито ссылаются на то, что самые крупные проекты, в которых участвовала бразильская строительная компания, в частности, шоссе «Рута Вива», были начаты в период управления бывшим мэром Аугусто Баррера (PAIS). Именно при Баррера заказ на строительство самого крупного шоссе получили бразильцы, но сам Баррера опроверг это сообщение, заявив, что единственным контрактом, который был заключен с «Odebrecht» в период его администрации, было строительство участка шоссе «Рута Вива», и сделано это было путем открытого аукциона. Договор о начале второго этапа метро был подписан 26 ноября 2015 года, то есть спустя 19 месяцев после того, как он покинул муниципалитет.