Президент Рафаэль Корреа подписал указ №799 от 15 октября 2015 года, которым устанавливается изменение цен продажи топлива для нескольких секторов страны. В частности, согласно документу, отменяются государственные 40 %-е субсидии на авиационное топливо. С другой стороны, указано, что государственное предприятие «EP Petroecaudor» будет устанавливать ежемесячно цены на топливо для коммерческого и промышленного использования: сжиженный газ, дизель, дизель премиум, бензин и горючее для промышленного сектора. Указ устанавливает, что цена на продажу дизеля и дизеля премиум для грузовых транспортных средств с международными номерами будет также определяться ежемесячно «EP Petroecuador». Цена будет определяться на основании средних рыночных цен, с учетом расходов на транспортировку, хранение, маркетинг и налоги.
В ходе своего общения с журналистами в городе Тулкан (пограничная провинция Карчи), президент Корреа заявил, что правительство проводит ревизию и намерено отменить субсидии для богатых, не для бедняков, чтобы получить USD300 млн в год для реализации социальных программ. Указ №799 был опубликован в минувшую пятницу на веб портале администрации президента Республики и, таким образом, вступил в законную силу.
Таким образом, меняется стоимость топлива для судоходных и авиационных компаний, промышленности, международного грузового транспорта. Это окажет неминуемое влияние на рост цен на ряд товаров и услуг для конечного потребителя, согласно аналитикам. Эти меры – во всяком случае, пока – не распространяются на мелких потребителей: земледельцев и ремесленных шахтеров, рыболовный сектор, креветочные хозяйства и общественный транспорт, как межобластной, так и городской или междугородний.
Экономический аналитик Пабло Давалос объяснил, что, несмотря на содержащееся в тексте упоминание о том, что новые цены будут применяться для промышленных и коммерческих секторов, эти изменения лягут на плечи конечного потребителя. Так или иначе, данные шаги эквадорского правительства соответствуют движению в сторону постепенно отказа полностью от субсидий, но пока власти не имеют политического мужества применить стратегию полного отказа.
Эксперт Хайме Каррера согласен, что потребитель окажется затронут этими шагами, так как предприятия должны будут пересмотреть свои цены в сторону увеличения, что подразумевает подъем инфляции и снижение заработной платы. Каррера считает, что это прямое следствие чрезмерной зависимости бюджета эквадорского государства от нефти и не было благоразумным поднимать столь существенно общественно-государственные расходы.
В тексте указа №799 упоминается, что представители организаций экономического сектора, в частности, Торговой палаты Кито (CCQ), продемонстрировали поддержку решения по отмене субсидии на топливо. Патрисио Аларкон, глава CCQ, подтвердил, что они имели в виду не только одну корректировку субсидий. Аларкон пояснил, что это вопрос экономического управления правительства, которое, так как не имеет резервов при существующем дефиците бюджета вынуждено снижать затраты, что, по его мнению, является следствием неадекватного использования периода нефтяного благополучия и высоких цен на «черное золото».
Патрисия Миньо, глава Ассоциации представителей авиалиний в Эквадоре (Arlae), объяснила, что этот профессиональный союз анализирует Указ и его влияние на сектор, напомнив, что стоимость топлива – один из самых важных моментов при определении себестоимости операции любой авиационной компании.