За 4 года, прошедшие с тех пор, как эквадорские власти ввели расписание продажи алкогольной продукции в стране, официальные продажи спиртного сократились. А с этим снизилось и потребление, по меньшей мере, согласно официальной статистике. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Эквадоре до конца 2010 года уровень потребления составлял 9,4 литра алкоголя на жителя в год (2 место в Латинской Америке), тогда как в мае этого года этот показатель снизился до 7,2 литра в среднем (9 место). Согласно данным Национальной таможенной службы Эквадора (Senae), импорт алкогольных напитков в течение последних трех лет снизился почти вполовину , в то время как удержания поставляемого в страну товара уменьшились на 66 %.
Но, с другой стороны, владельцы баров, винных лавок и ресторанов, утверждают, что решение о нормировании продаж алкогольной продукции, принятое в июне 2010 года, ударило по их бизнесу, причинив убытки от 20 до 30 %, особенно в первые годы. Потом они разработали новые стратегии ведения дела – причем, некоторые за гранью законности – чтобы компенсировать это падение продаж. Фелипе Кордовес, президент Ассоциации импортеров ликеро-водочной продукции, указал, что трудно оценить, действительно ли потребление спиртного в Эквадоре снизилось. Ведь правительство, по сути, установило контроль лишь над законопослушными коммерсантами, а не над их нелегальными «коллегами», активность которых возросла. И ярким примером тому служит недавняя трагедия в мотеле Санто-Доминго, где несколько молодых людей отравились контрафактным алкоголем. Кордовес добавил, что в том же докладе ВОЗ подчеркивается, что информация о снижении потребления основана на официальных источниках, но уровень неформальных продаж стабилен.
Винные лавки и магазины правительственное решение затронуло в первые годы, но они нашли альтернативу: доставка спиртного на дом или продажа алкогольных напитков с другими продуктами, чипсами, закуской и т.д., чтобы привлечь клиента. Фернандо Хатива, администратор бара-караоке на севере Кито, объяснил, что большинство заведений этого типа применяют специальные акции накануне «часа X», например, продажа 2 или даже 3 бокалов по цене одного, значительные скидки для дам и тому подобное. Таким образом продавцы добились, что посетители заведения потребляют больше алкоголя за короткий период времени.
В самых маленьких магазинчиках ситуация также изменилась. В квартале Сан-Себастьян, в центре Куэнки, работает магазин «Pilar N». Его владелец уверяет, что, с тех пор, как правительство запретило продажу спиртного в выходные, его доходы уменьшились, потому что молодежь обычно покупала в конце недели пиво и водку. Сначала он предлагал клиентам новые продукты, чтобы исправить положение, но это не помогло. Теперь, чтобы обеспечить всем необходимым своих пятерых детей, мужчина продает пиво и водку знакомым вне разрешенного расписания.
В середине прошлого месяца правительство Эквадора увеличило время продаж алкогольных напитков по воскресеньям в заведениях, связанных с туризмом. Это улучшило ситуацию. Умберто Рейес, владелец ресторана Ivis в Гуаякиле, рассказал, что по воскресеньям там продавалось до пяти ящиков пива вместе с едой. Сейчас, когда ограничения смягчены и продлен период продажи, он продает до 10 ящиков.