Пока президент Республики утверждает, что прибавочная стоимость недвижимого имущества и, в частности, земли – «незаконный факт», который благодетельствует прямым образом тем, кто имеет недвижимость рядом с объектами, реализуемыми центральным правительством или муниципалитетами, мэр Гуаякили указывает на то, что нужно делать различие между улучшениями, которые касаются сообщества и теми, которые относятся к индивидуальной собственности.
Рафаэль Корреа выступает против прибавочной стоимости, считая, что это несправедливо и способствует лишь тем, кто, по сути, ничего не делал. «Благодаря работе третьего лица, например, строительству государственного шоссе, земля стоит больше, этого или не должно существовать совсем, или должно приносить пользу тому, кто сделал работу, но не для владельца земли», считает президент. Поэтому он не исключил проведения законной реформы, которая закрепляла бы невозможность удорожания земли благодаря работам, которые ее владельцы не реализовали. «Необходимо убрать понятие прибавочной стоимости: если вы покупаете землю по USD 100 и продаете ее пять лет спустя, то сможете продать, прибавив только инфляционную стоимость денег за это время, которые являются процентной ставкой: USD 100 плюс 5 % интереса за 5 лет» - пояснил глава государства в ходе интервью.
Мэр Гуаякиля, в принципе, согласен с необходимостью обуздать спекуляцию, но считает, что важно установить различие, когда получатель выгоды – группа лиц, и когда получатель прибавочной стоимости - индивидуум. Согласно Неботу, весьма существенным обстоятельством, которое не учитывает президент – происхождение денег, которые вкладывают центральное правительство или местные правительства. «Я не согласен с тем, чтобы людям увеличивали налог за благодеяние (например, строительство шоссе или прокладка коммуникаций), которое было сделано, по двум причинам: чьи это деньги, что были вложено там? Это деньги самого народа» - указал мэр
Источники в правительстве Эквадора указывают, что эта тема может быть включена в список конституционных поправок, обсуждаемых правящим режимом, но пока эти предложения не включены в проект, переданный законодателями в Конституционный суд.