Хотя изначально не предполагалось, что Диего Мартинес будет делать официальные заявления, глава правления Центрального банка Эквадора (BCE) все же решил пролить свет на операцию, которая была осуществлена между 16 и 23 мая, в результате чего уменьшился на USD 604,8 млн размер золотовалютных запасов, хранящийся в Международном резерве свободного наличия (RILD).
Руководитель BCE в минувшую среду явился в Комиссию экономического развития Национальной Ассамблеи, чтобы дать объяснения по поводу системы электронных денег, но не смог избежать вопросов депутата Патрисио Доносо (CREO), который продемонстрировал свою обеспокоенность отсутствием информации об операции, которая уменьшила золотовалютные резервы с USD 1 млрд 097,8 млн до 493 млн. В ответ, Мартинес заявил, что указанная операция была не расходом, а вложением в финансовый депозит в рассрочку (на три года), что эта операция обеспечит дополнительную доходность золота и гарантирует его возврат в резерв в тех же объемах, тогда как государство получит дополнительную прибыль, до USD 16 млн. По словам главы Центробанка, «правительству интересно иметь больше долларов в экономике, тем более при наличии излишков в размере более USD 1 млрд». Согласно Мартинесу, роль золотого запаса для поддержки экономики уже утрачивает свою актуальность, потому что нет достаточного запаса этого металла в мире. Он заверил, что ни у одного банка в мире нет столько активов, чтобы адекватно отреагировать в случае массового снятия средств. Также, служащий объяснил, что власти продолжат осуществлять операции такого типа, которые не являются чем-то новым, потому что при других правительствах делались вложения того же рода. При правлении президента Хамиля Мауад и других президентов было очень распространены операции с золотым запасом, но для правительства Гражданской революции это почему-то скандал, пожаловался чиновник. Мартинес не стал уточнять, когда будут осуществлены новые операции, но отметил, что одним из мотивов будет падение цены на золото: если две недели назад этот драгоценный металл стоил USD 1 300 за унцию, то сейчас – около USD 1 250.
Но депутат Доносо возразил, что это же колебание цен заставляет сомневаться, будет ли эквадорскому государству выгодны подобные вложения. Одним из поводов для беспокойства, по словам законодателя, является проблема нехватки наличных денег в стране. Он напомнил, что сотрудники нескольких государственных учреждений не получили зарплату за последний месяц и даже депутатам Национальной Ассамблеи заработная плата за май была выплачена только в минувший вторник (3 июня) вечером. Однако, Мартинес заверил, что вышеуказанная операция не была связана с нехваткой наличных денег, а лишь направлена на укрепление экономики. По словам главы BCE, эквадорская экономика – одна из самых стабильных в мире, с 37 %-м запасом наличных денег относительно ВВП.
В свою очередь, президент Рафаэль Корреа заявил во время общения с иностранной прессой, что золотовалютные резервы служат гарантией для получения кредита. По его мнению, заставлять работать золото – это умное решение. Правительству Эквадора требуется ссуда в размере USD 4 млрд 900 млн, чтобы финансировать бюджет этого года и USD 2 млрд, чтобы осуществить последние фазы строительства восьми гидроэлектрических объектов. Координирующий министр экономической политики Патрисио Ривера, в свою очередь, указал на той же встрече, что правительство вело переговоры с пятью из шести самых авторитетных банков в мире на эту тему.