Субсидирование топлива обошлось стране в USD 11 млрд 309 млн за последние семь лет. Столь крупная сумма обусловлена, главным образом, тем, что газ, дизель, бензин, другие дериваты нефти, в которых нуждается Эквадор, импортируются, несмотря на наличие собственного нефтяного производства. Это отражается на состоянии торгового баланса.
Именно эта статистика положена в основу мотивации правительства по запуску программы замены кухонных газовых плит на электрические индукционные, которая начнет действовать в августе этого года. Правительство аргументирует целесообразность этой программы тем, что в 2016 году в стране начнут действовать 8 гидроэлектростанций, способных генерировать достаточное количество собственной электроэнергии. Кроме того, ожидается, что в 2017 году начнет функционировать новый Нефтеочистительный завод Тихого океана, который будет производить собственное топливо и, с другой стороны, начнет действовать проект Монтеверде – Чорильос, касающийся транспортировки сжиженного газа (GLP).
Импорт газа, дизеля, бензина, авиационного топлива в Эквадор достиг около USD 29 млрд между 2007 и 2013 годами, без учета покупки горюче-смазочных материалов, удобрений и синтетических волокон, в соответствии со статистическим докладом государственного предприятия Petroecuador.
Потребление сжиженного газа в стране, в средней величине, составляет 2 777 тонн ежедневно, согласно данным Агентства регулирования и углеводородного контроля (ARCH), из которых 91,85 % приходится на домашний сегмент. Из общего количества, 77 % - импортируемый газ. Чтобы покрывать существующий спрос, между 2007 и 2013 годами в Эквадор было импортировано 5 645 596 тонн газа стоимостью USD 4 млрд 301 млн. Однако, каждый 15-килограммовый баллон в стране продается по субсидированной цене в USD 1,60. При этом только в прошлом году, цена импорта каждого баллона составила USD 12,01, не включая расходов на хранение, расфасовку, транспорт по трубопроводам или на автомобилях, распределение и маркетинг. В общем количестве, государство потеряло USD 3 млрд 736 млн только на GLP в указанный период.
В случае дизеля, субсидированная цена в USD 1,02 за галлон, которую платит конечный потребитель, также не покрывает того, что требуется на закупку и импорт этого вида топлива, себестоимость его в прошлом году достигла USD 3,12 за галлон, без учета расходов на маркетинг. Эквадор импортирует более 60 % потребляемого в стране дизеля, что за семь лет значило около 80 млн баррелей ценой в USD 8 млрд 473 млн. Продажа по субсидированной цене означает потерю для государства USD 5 млрд 054 млн.
Хотя в меньшей степени, импорт бензина также являлся убыточным для государства в тот же период – казна не досчитала около USD 2 млрд 519 млн. Спрос на этот продукт на более чем 60 % покрывается за счет импорта.
По мнению эксперта Анри Льянеса, хотя сделаны первые реальные шаги для изменения энергетической политики, такие, как функционирование канала Монтеверде – Чорильос, замена кухонных плит с газовых на электрические или использование топлива и дериватов национального производства – это запоздалые действия. С другой стороны, он считает, что эти планы долгосрочные, принимая во внимание, например, что в случае плит нужно будет изменить напряжение по всей стране, с 110 до 220 В, и эти изменения не реально сделать одномоментно. Население не сможет обходиться без газа, потому что за три года в стране не будет достаточно электроэнергии, утверждает эксперт, добавив, что за это время численность населения также возрастет.