Венесуэльцы пока наслаждаются дешевизной топлива, хотя их правительство уже объявило о грядущем подорожании бензина марки premium, или super – самого дешевого в настоящее время на американском континенте и, возможно, в мире. Литр высокооктанового бензина стоит 9 сентимов, а полный бак топлива (50 литров) обходится в 4 боливара (примерно 75 центов по правительственному курсу), далеко от средней континентальной величины: USD 1,26 за литр. Поддержание такой низкой цены на топливо в стране с самыми значительными подтвержденными запасами нефти в мире обходится венесуэльскому государству недешево: USD 12 млрд 500 млн ежегодно в виде субсидий, так что официальное сообщение о повышении цен на бензин встретило как сторонников, так и противников.
Вторая самая низкая цена на топливо на американском континенте – в Эквадоре, где государство также субсидирует его (USD 3 млрд 800 млн в год): 59 центов за литр бензина super.
Боливия – другая американская страна, где существуют субсидии на углеводороды (USD 700 млн в 2012 году), что позволяет боливийцам покупать литр бензина premium по 68 центов. Кроме того, цены на топливо здесь заморожены почти 10 лет, что, впрочем, правительство Эво Моралес попробовало изменить в 2010 году, подняв цены на топливо и отказавшись от этого решения неделю спустя, на фоне невиданных общественных протестов.
Затем следуют США, где средняя стоимость бензина составляет 86 центов. Хотя здесь нет ни субсидий, ни регулирования, власти влияют на цену на топливо посредством государственных и федеральных налогов. В Мексике благодаря государственной субсидии (USD 7 млрд 062 млн между январем и октябрем этого года) литр бензина premium стоит 98 центов. Пока (так как в этой стране находится в движении энергетическая реформа, уже одобренная парламентом) мексиканское правительство закрепило цены на топливо и вносит изменения каждый месяц. Так, в этом году ежемесячное увеличение цен на бензин было менее цента.
Равно как в Мексике, правительство Уругвая, страны, которая импортирует всю необходимую ей нефть, закрепляет стоимость на топливо и монополизирует рынок углеводородов, но литр бензина premium здесь стоит USD 2 – это самая высокая цена на континенте. Недавно правительство снизило на 24 % цену на бензин в пограничных районах с Бразилией и Аргентиной, чтобы избежать массового пересечения границы гражданами, предпочитающими заправляться более дешевым топливом.
Другой особенный случай – Куба, которая с 2000 года получает 100 000 баррелей нефти в день из Венесуэлы, своего основного коммерческого и политического компаньона, которому платит, по большей части, услугами: в южноамериканской стране работает более 40 000 кубинских врачей и технических специалистов в различных областях. Однако, и хотя и здесь цены на топливо закрепляет государство, с 2011 года литр бензина стоит USD 1,3.
В Бразилии действует другая модель, согласно которой различные предприятия, торгующие топливом, свободны в назначении цены, но правительство фиксирует стоимость, которую получает нефтяное государственное предприятие Petrobras. Например, в течение второй недели декабря средняя цена бензина по всей стране была USD 1,28 за литр. В ноябре правительство разрешило Petrobras поднять на 4 % стоимость бензина.
В Аргентине, между тем, правительство заморозило 2 апреля стоимость топлива на шесть месяцев, после чего указанная мера была продлена до ноября. Когда цены были отпущены, наблюдался скачок на 11 % за последний месяц, так что цена бензина premium составляет USD 1,5 в среднем.
В Колумбии правительство закрепляет цены на бензин каждый месяц, хотя каждый распределитель может изменять их. Цена на бензин premium составляет в настоящее время USD 1,44 за литр. Колумбийские экспедиторы периодически протестуют из-за цены на топливо, в то время как промышленность объявила о вредных последствиях контрабанды венесуэльского бензина.
Свобода цен на бензин с учетом официальной ссылки также существует в Чили (USD 1,63 за литр) и в Перу (USD 1,6).
Комментарии