Согласно данным Института статистики и цензов (INEC), в Гуаякиле проживает 2 501 423 человек, при этом там зарегистрированы 50 083 торговых предприятия, 8 207 гостиниц и ресторанов, 849 мест для отдыха.
По словам социолога Гаитан Вильявисенсио, истинный средний класс определяется не шкалой заработной платы, а стабильностью. Люди, имеющие постоянную работу, имеют и определенные планы в отношении своего будущего, они стабильны и могут позволить себе расчеты и прогнозы, считает она. Этого удалось добиться после того, как Эквадор пережил несколько серьезных кризисов: 1996 года (из-за войны с Перу), 1999 года (банковский кризис) и 2000 года (долларизация). В те годы благосостояние эквадорского среднего класса было основано на шкале заработной платы. Из-за кризисных ситуаций, переживаемых страной, число тех, кто принадлежал к этой группе населения, сократилось. Много представителей среднего класса предпочло эмигрировать.
При исследовании эволюции покупательской способности в стране в 2003-2012 годы, специалисты предприятия Habitus пришли к выводу, что государственный сектор труда становится в Эквадоре все более важным как стабильный источник рабочих мест для представителей среднего и богатого классов. Впрочем, частный сектор остается ведущим работодателем среднего класса, численность которого выросла в стране с 19 % (в 2003 году) до 45 % в 2012 году.
В эти дни, когда Гуаякиль празднует 478 лет со дня своего основания, в городе наблюдается настоящий торговый бум, связанный, прежде всего, с прибытием множества туристов. Продажи в магазинах электроприборов, электронного оборудования (ноутбуки, планшеты), мобильных телефонов возросли значительно. Больше всего вырос спрос на телевизоры высокого разрешения. Например, Анхела Перес выплатила кредит за предыдущую покупку и теперь планирует приобрести телевизор с 42-дюймовым экраном, также в кредит под заработную плату.
Гуаяс – провинция страны с самым большим процентным содержанием жителей, имеющих «умные» телефоны. 20,8 % национального населения, в большинстве своем жители Гуаякиля, обладают смартфонами.
Лучшее доказательство существующих в стране изменений – выход на рынок Эквадора новых торговых марок и расширение существующих. Например, сеть магазинов одежды Zara намерена открыть новое торговое помещение в торговом центре Сан-Марино, планируется появление на эквадорском рынке предприятий быстрого питания американской компании Wendy's.
Другим параметром измерения благосостояния эквадорцев являются путешествия. Все больше представителей эквадорского среднего класса отправляется за рубеж. Туристические агентства с каждым годом предлагают все больше туров в Панаму. Тоти Камино, управляющий компании Missihg Travel, объяснил, что много эквадорцев отправляется в Майами и Нью-Йорк, чтобы навестить родственников, в Орландо – для покупок и прогулок.