В 2013 году на выплату иностранного долга Эквадора должно быть выделено USD 4 млрд 371 млн, еще USD 1 млрд 882 млн должно быть потрачено на выплату внутреннего долга. Такие цифры зафиксированы в проекте государственного бюджета на текущий год, который Министерство финансов представило в Национальную Ассамблею. В соответствии с документом, доля общего долга в 2010 году составляла 19,7 % ВВП, в 2011 году – 18,7 %, а в 2012 году долг государства вырос до 22 %.
Эволюция внешнего национального долга была значительной. Общий размер долга по состоянию на 31 декабря 2011 года составлял USD 8 млрд 621 млн, в декабре следующего года это число продемонстрировало небольшой рост и долг достиг USD 9 млрд 973 млн. Но в мае текущего года за государством Эквадор числится уже USD 10 млрд 767 млн только внешнего долга.
Экономический аналитик Пабло Давалос утверждает, что настоящий вес иностранного долга находится за пределами статистики, так как подразумевает сложную геополитическую подоплеку. Когда страна зависела от международных кредитных организаций, это, в свою очередь, заставляло осуществлять ясную экономическую политику, но сегодня Эквадор зависит от дотаций других правительств, которые помогают финансировать постоянный бюджетный дефицит. Можно наблюдать весомый рост иностранного долга, что означает прыжок от некоего «неолиберализма» Международного валютного фонда (МВФ) до передачи части собственного суверенитета какому-то определенному правительству, пояснил он. Речь идет о Китае, которому до конца этого года Эквадор будет должен еще порядка USD 3 млрд 812 млн.
Давалос добавил, что у Китая есть огромное количество наличных денег и это государство может финансировать Эквадор, но в обмен требует обеспечения доступа китайцев к эквадорским природным ресурсам, необходимым для экономического роста далекой азиатской страны, а также гарантий участия китайских предприятий в стратегических проектах. С этим согласен другой экономический аналитик и университетский профессор, который предпочитает анонимность. По его мнению, в Эквадоре существовала традиционная и нормальная эволюция иностранного долга, пропорциональная росту Внутреннего валового продукта. Это было названо неолиберальной политикой. Но все, что сделало правительство Рафаэля Корреа в этом случае – просто сменило одного кредитора на другого, при этом оплачивая ставки более высокие, чем предлагали международные кредитные организации, не трогавшие природных ресурсов страны.
По мнению Давалос, хуже всего то, что небогатая, по сути, маленькая южноамериканская страна, обладающая все же определенной собственной сырьевой базой, отдает иностранным предприятиям ключевые сектора экономики. Китайцы финансируют уже не только строительство гидроэлектростанций, но и дефицит государственного бюджета – и делают это, конечно же, не просто так, заметил аналитик. Все больше китайских денег крутится в Эквадоре, все больше узкоглазых лиц можно заметить на улицах эквадорских городов. И если завтра Эквадор превратится всего лишь в китайскую провинцию с губернатором-эквадорцем, именующим себя президентом, то это никого уже не удивит.