Шесть лет спустя правительство Эквадора меняет экономическую модель

Шесть лет спустя правительство Эквадора меняет экономическую модельВ течение последних шести лет, правительство Эквадора (так называемое правительство Гражданской революции) предпочитало поддерживать следующую экономическую модель: экспорт сырья, импорт готовых продуктов и нефтедобыча, доходы от которой на фоне высоких цен на нефть обусловили пики роста экономики.

По сути, экономический рост Эквадора все годы пребывания у власти Рафаэля Корреа проистекал от постоянного роста цен на нефть. Это и некие изменения в области взимания налогов позволили получить существенный доход для финансирования общественно-государственных расходов. Согласно докладу экономического консультанта-аналитика Вальтера Спуррьер, в 2005 году, во время пребывания у власти президента Альфредо Паласио, вес государства в динамике экономического развития Эквадора составлял всего 22 %. В 2007 году, после прихода к власти Рафаэля Корреа, этот показатель вырос до 26 %, а в 2011 году и того больше – до 48 %, то есть почти половина вложений в стране поступает от государства.

Фаусто Ортис, бывший министр финансов, согласен с этими цифрами. Он говорит, что в 2007 году объем государственных инвестиций составлял почти 30 %, тогда как частной – 70 %. Но в прошлом году доля государственных вложений превысила долю частных инвестиций в развитие эквадорской экономики. Каким-то образом частный сектор Эквадора потерял свое участие в экономическом развитии, пояснил Ортис.

Это распределение вложений стало возможным благодаря высокому нефтяному доходу – USD 11 млрд 527 млн в 2012 году, по данным Центрального банка Эквадора (BCE), а также китайским ссудам (на сумму USD 7 млрд 800 млн с 2010 года). Но, полагают аналитики, это был, видимо, потолок долевого участия государства и на дальнейшее ожидаемое снижение объема государственных вложений неминуемо окажут влияние общее уменьшение цен на нефть, падение нефтяного производства (от 195,5 млн баррелей в 2006 году до 184 млн баррелей в 2012 году) и перспективы экономического роста на 2013 год даже согласно правительственным прогнозам. Не будет коллапса, но ожидается замедление, заявил Спуррьер в минувшую среду на семинаре по экономическим прогнозам на 2013-2014.

В текущем году экономика Эквадора вырастет от 3,5 % до 4 %, как оценивают BCE и Всемирный банк. Рост экономики может быть большим только при том условии, если эквадорское правительство будет иметь успех в привлечении частных инвестиций, указал эксперт. К этому прибавляется ожидаемый бюджетный дефицит, от USD 3 до 3,5 млрд.

Существует необходимость изменения экономической модели, производственной базы, как это объявило правительство, шесть лет спустя после прихода к власти Рафаэля Корреа, когда начался его третий период управления. Почему этого не было сделано раньше? Хайме Каррера, глава Управления фискальной политики, критичен в ответе на этот вопрос: «Потому что можно было тратить нефть в изобилии». Он полагает, что существующая модель не является жизнеспособной по различным причинам: высокие общественно-государственные расходы, зависимые от цены на нефть, почти полное отсутствие иностранных вложений и малый объём частных инвестиций.

Торговый баланс – другая ахиллесова пята правительства Рафаэля Корреа. В 2006 году профицит составлял USD 1 млрд 600 млн, что служило развитию экономики Эквадора, пояснил Ортис, но 2012 году принес эквадорскому государству дефицит в размере USD 2 млрд 300 млн.

Альберто Акоста, экономический аналитик и бывший сторонник правящего режима, уверяет, что реформы не начались раньше просто потому, что правительство Корреа избегало проведения структурных изменений. Это углубило тенденции разлада экономики, привело к концентрации экспорта на небольшом количестве продуктов при очень низком участии промышленности, считает он. В настоящее время, только у пяти отраслей есть вес в экономике Эквадора: сельское хозяйство (8 %), нефть (11,4 %), мануфактурное производство (12 %), строительство (11 %) и торговля (10 %). Но их рост уже не такой, как раньше, поэтому они мало могут способствовать общему экономическому развитию страны. Например, сельскохозяйственный сектор имел рост 3,4 % в 2006 году, 4,3 % в 2007 году и 4,6 % в 2011 году, но в прошлом году рост составил всего 0,1 %.

В сельскохозяйственной области страны видят основные проблемы в отсутствии орошения, росте цен на средства производства и зерна и несоблюдение официально установленных цен. Земледельцы провинций Лос Риос, Гуаяс, Эль Оро, Манаби, Лоха и Чимборасо считают благодеянием государственную поставку мочевины по субсидированной цене (USD 10 за мешок). Но уверяют, что не получают ее достаточно и должны приобретать по коммерческой цене: от USD 30 до 38 за мешок. Мигель Никола Сегура, земледелец 62 лет из села Пуэбловиехо провинции Лос Риос использует 80 мешков мочевины, чтобы культивировать продукцию на трех гектарах, но зимой ему удалось купить по субсидированной цене только 23 мешка.

Другая проблема – отсутствие инфраструктуры для использования воды, которая накапливается во время зимних дождей. Это вынуждает земледельцев ограничиваться посадками короткого цикла. В кантоне Бабаойо (провинции Лос Риос) земледельцы сеют зимой рис, а в настоящее время готовят почву для сои, которая требует меньшего количества воды.

Представители фармацевтической промышленности, напротив, заверяют, что обладают достаточной инфраструктурой, чтобы производить больше и заменять импорт, но нет политического решения. Нет стимула для местного производства, считает Ренато Карло, президент Ассоциации фармацевтических лабораторий Эквадора (ALFE). Луис Монтеверде, технический советник ALFE, говорит, что лаборатории вложили средства в расширение установленных мощностей, но 60 % их просто простаивают. В 2010 году правительству были предложены списки лекарств, которые Эквадор мог бы производить самостоятельно. В настоящее время в стране существует 1 860 фармацевтических лабораторий.

В рыболовном, текстильном, цветочном и строительном секторах царит неопределенность, потому что их представители осознают, в чем будет заключаться изменение производственной базы – 23 мая координирующий министр производства Ричард Эспиноса созвал предпринимателей на совещание, чтобы распространить правительственный план.

Анри Кронфле Косайа, президент Палаты промышленности Гуаякиля, и Роберто Аспиасу, управляющий Коммерческим комитетом Эквадора, присутствовали на этой встрече и они говорят о необходимости того, чтобы все участники рынка узнали реальность каждого сектора. Предлагается создавать производственные цепи, которые побуждали бы развитие малых и средних предприятий на фоне большей производительности и конкурентоспособности, что должно стать фундаментальной частью промышленного развития Эквадора, сообщил Кронфле. Аспиасу полагает, что должна быть оставлена в стороне модель эндогенного развития, потому что невозможно расти без развития. Отсюда следует, что предприниматели ожидают создания Министерства торговли и подписание договора с Европой во втором полугодии 2014 года.

Акоста уверен, что это путь приведет Эквадор в никуда. Если будет подписан договор о свободной торговле (имея в виду суть, а не название), то Эквадор превратится в сырьевую базу. И преобразование нынешней производственной базы, у которой среди основных балластов находится долларизация, станет невозможным, уверяет он.

Но то, с чем согласны и Каррера, и Спуррьер, и Ортис, заключается в том, что правительство Рафаэля Корреа должно обеспечить безопасность для частного или иностранного вложения и установить ясные правила для стимулов и налогов.

Рубрика тематического архива:
© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito