8 марта депутаты Национальной Ассамблеи получили от администрации президента Республики удостоверенную копию договора между Эквадором и США о продвижении и взаимной защите вложений, с целью его проверки. Как заявил в своем последнем субботнем выступлении президент Рафаэль Корреа, подобные соглашения вредят интересам страны, так как они ограничивают суверенитет, находясь в юрисдикции международных арбитражных судов, которые, по его словам, действуют в чужих интересах. Корреа сослался на специфический случай американской Западной нефтяной компании (Oxy), которая в рамках своей тяжбы с эквадорским государством представила требование в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID). В октябре 2012 года ICSID обязал Эквадор выплатить нефтяной компании возмещение убытков в размере более USD 1 млрд 700 млн за аннулированный в 2006 году в одностороннем порядке договор об использовании нефтяного блока 15. Правительство Эквадора посчитало тогда, что предприятие действовало незаконно, уступив 40 % своих прав на разработку данного месторождения компании AEC, филиалу канадской корпорации Encana. ICSID посчитал, что тем самым Эквадор нарушил двухстороннее соглашение о защите вложений с США.
Хосе Аломиа, президент Коллегии адвокатов провинции Пичинча, считает, что защита Эквадора на этом суде была слабой, и у нефтяной компании имелся, в свою очередь, долг перед страной в момент разрешения этого конфликта.
В письме в Национальную Ассамблею президент Корреа указывает, что соглашение о защите вложений содержит статьи, противоречащие Конституции Республики и вредящие, таким образом, национальным интересам, как, в частности, обязательность разрешения возникающих споров международными арбитражами, минуя эквадорскую юрисдикцию.
По мнению Фелипе Рибаденейра, исполнительного президента Федерации экспортеров Эквадора (Fedexpor), инициатива правительства вызовет серьезное беспокойство среди иностранных предпринимателей и инвесторов, так как соглашение призвано обеспечить им юридическую безопасность вложений в южноамериканской стране. Предприниматель хоть как-то был защищен от внутренних политических проблем, манипуляций полностью зависимым от правительства правосудием или прямого вмешательства исполнительной власти, пояснил он.
Кристиан Эспиноса, управляющий Палатой эквадорско-американской торговли (Amcham) отметил, что подобные решения обычно рушат инвестиционные планы, но в случае Эквадора тревожиться особо не о чем, так как иностранных вложений в страну уже практически нет.
Рибаденейра и Эспиноса совпадают во мнении, что речь идет о суверенном решении страны, но есть необходимость искать и находить альтернативы, так как Эквадор, в любом случае, нуждается в иностранных деньгах. Если меняются правила игры, то нужно сначала перезаключить эти договоры, искать способы выхода из ситуации или создавать новые проекты, которые примет и вторая сторона, чтобы обеспечить юридическую безопасность инвесторам, пояснил Рибаденейра. В свою очередь, Эспиноса полагает, что аргументация президента по этому вопросу наводит на мысль о желании Эквадора просто уклониться от исполнения договоренностей. Он призвал правительство объяснить, каковыми были обстоятельства, при которых были подписаны эти соглашения.
Двухсторонние соглашения о взаимной защите вложений предусматривают разрешение возникающих споров между каким-либо иностранным предприятием и государством в международных арбитражных судах. Эти соглашения взаимны, то есть касаются как иностранных предприятий, которые действуют в Эквадоре, так и эквадорских предприятий, имеющих филиалы за границей.