Присутствие эквадорской продукции на прилавках североамериканских магазинов очевидно уменьшается. Хотя в 2011 году на рынок США было поставлено 46,5 % экспорта Эквадора, эта цифра ниже результатов, которые были достигнуты в 2006 году (57,4 %). Противоположная динамика наблюдается с экспортными поставками в такие страны, как Венесуэла или Чили. Согласно данным Центрального банка Эквадора (BCE), участие обеих стран на эквадорском рынке в том же самом периоде возросло от 0,5 % до 4,4 % и от 5,1 до 6 % соответственно.
По мнению экспертов, отсутствие коммерческих соглашений между Эквадором и США – вот барьер, который мешает тому, чтобы исторические связи между обеими нациями продолжали укрепляться. Например, банан – ведущий продукт внешнеторговых отношений Эквадора. Статистика Ассоциации банановых экспортеров Эквадора (AEBE) гласит, что в 2011 году 22 % эквадорского производства отправлялось на экспорт в США, сейчас этот показатель снизился до 15 %. По мнению Саломона Ларреа, бывшего министра сельского хозяйства, одна из причин этого снижения – наплыв на североамериканском рынке не менее качественного фрукта из Мексики, Коста-Рики и Гватемалы. Банан, который поставляют эти три страны, не только произрастает гораздо ближе к США, что упрощает доставку, но он дешевле благодаря существованию коммерческих соглашений, которые эти страны подписали с северным соседом.
Эквадор поддерживал положительный торговый баланс США в течение последних лет. С января по ноябрь прошлого года этот баланс достиг USD 3 млрд 717 млн. Частично, это происходит благодаря существованию программы SGP (система тарифных предпочтений), которая способствовала освобождению от дополнительных пошлин 4 200 наименований продуктов. С 2001 года североамериканский рынок стал еще более привлекательным, после появления закона Андских тарифных предпочтений (сокращенно Atpdea), который освободил от пошлин около 6 000 наименований продуктов.
Однако, Роберто Ильинврт, бывший министр торговых отношений, напомнил, что эта льгота целиком зависит от решения конгресса США, от того, захотят ли американские конгрессмены продолжить эти отношения на таких условиях. Если они не пожелают больше благодетельствовать эквадорским предпринимателям, пояснил Ильинворт, угроза потери влиятельного рынка сбыта встанет не только перед банановым сектором Эквадора, но перед производителями креветок, консервированного тунца и, конечно, цветов. США уже начали извлекать прибыль от прямых договоров, которые были подписаны с Колумбией, Перу и странами Центральной Америки, производящими продукцию аналогичную эквадорской, но имеющую теперь большее преимущество.
В настоящее время, десять наименований эквадорской продукции концентрируют более 90 % экспорта в США, причем у нефти сохраняется преимущество. С января по ноябрь прошлого года объем валютных средств, которые Эквадор смог выручить от продажи необработанной нефти, достиг USD 7 млрд 181 млн, при общем объеме экспорта в США USD 9 млрд 549 млн. Другие продукты, основным рынком сбыта которых являются США: креветка (USD 464,6 млн), банан (USD 291,4 млн), розы (USD 180,7 млн) и тунец (USD 85,1 млн).
По словам Ларреа, североамериканский рынок еще не используется в полной мере, так как покупка сельскохозяйственных продуктов Эквадора импортерами из США не превышает 2 % от общей доли экспортных поставок в эту страну. Как пояснил эксперт, у предложения таких продуктов, как тропические фрукты или зерновые, например, кинуа, мог бы быть огромный потенциал. Однако, не единожды служащие правительства Рафаэля Корреа критиковали коммерческую зависимость, которая сохраняется у Эквадора перед США, настаивая на поиске новых рынков сбыта для достижения равновесия.
Но производители таких секторов, как креветочный или цветочный, не поддерживают подобные предложения, считая, что, Эквадор не может лишиться по воле политика-социалиста такого важного рынка, как США, куда идет, например, 43 % роз, производимых в стране.