Проект новой налоговой реформы, целью которой, как уверяет правительство, является увеличение финансирование увеличения пособия для эквадорских бедняков – Бона человеческого развития, с USD 35 до 50, предусматривает возможность Налоговой службы (SRI) получить неограниченный доступ к конфиденциальным данным любого клиента любого учреждения финансовой системы Эквадора. По мнению большинства законодателей от оппозиции, это означает прекращение существования в стране банковской тайны как таковой.
В частности, в документе предусмотрено наказание для банкиров, если они не передают налоговикам требуемой информации – штраф от 100 до 250 минимальных окладов, а именно, от USD 29 200 до 73 000. По словам депутата от Социал-патриотической партии Фаусто Кобо, правящий режим преследователей и ищеек намерен наплевать на международную норму, которую представляет собой банковская тайна. Тоталитарный режим намерен использовать очередную возможность для шантажа избирателей в предвыборный период, подчеркнул законодатель.
Карлос Маркс Карраско, руководитель SRI, исключил такую возможность и объяснил, что будет сохраняться полная конфиденциальность полученной от банков информации, которая перейдет под ответственность SRI и не сможет стать достоянием общественности ни при каких обстоятельствах. Служащий добавил, что информация, которую запросит SRI, будет пропорциональна ответственности каждого налогоплательщика, но может касаться любого из 7 млн клиентов частных или государственных банков. Он уверил, что речь не идет о каком-то преследовании, а только об осуществлении «надлежащего налогового контроля». По словам главы SRI, его учреждение всегда требовало информацию и правда состоит в том, что банковская система снабжала ею налоговиков в мизерных количествах. Но Налоговая служба Эквадора – не КГБ, заявил Карраско, и, продемонстрировав свои глубочайшие познания истории, добавил, что Советского Союза и Берлинской стены уже не существует. Эквадорские налоговики – не полицейские и действуют с глубокой ответственностью, отметил служащий. Он также указал на то, что абсолютно во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (OCDE), куда входят Чили, Бразилия, Мексика, США, Панама и другие, для налоговой администрации не существует банковской тайны.
Президент Национальной Ассамблеи Фернандо Кордеро также представил свои комментарии относительно законопроекта, дав интервью в Испании. Он заявил, что новая налоговая реформа не затрагивает ни деятельности, ни уровня доверия к банкам и не ставит под удар сбережения эквадорцев. По мнению Кордеро, норматив направлен на ликвидацию привилегий, которые все еще существуют в налоговых отношениях банков с государством. Кордеро поддержал критерии министра финансов Патрисио Ривера, который, в своем анализе законопроекта доказывает, что предлагаемые изменения приведут к позитивным последствиям для всего государства.
Комиссия экономического и налогового планирования парламента Эквадора уже разработала хронограмму для того, чтобы норматив мог вступить в действие со следующего года. Что касается самой реформы, то она состоит из 9 основных положений. Во-первых, предлагается увеличить налог на активы банков Эквадора, хранящихся за рубежом, от 0,25 до 0,35 % в месяц. Возрастают налоги на активы любых дочерних компаний эквадорских предприятий, оперирующих за рубежом, равно как и размер налога на добавленную стоимость (IVA) на финансовые операции (в настоящий момент – 0 %). Аннулируется 10 %-ная налоговая льгота по уплате налога на доходы в случае реинвестирования кредита и вносятся изменения в расчет предоплаты налога на прибыль, выплачиваемой банками (до 3 %). Государство (в лице Банковского собрания) установит потолок зарплаты менеджеров и законных представителей частных банков, которым вменяется в обязанность передавать в Налоговую службу по первому требованию или даже без такового всю персонализированную информацию о своих клиентах, равно как и о проведенных ими операциях, в течение 10 дней. Те банки, кто не будут исполнять это положение, будут подвергаться штрафам. И, единственная положительная часть реформы – будет предусмотрена возможность возврата налога на вывод валюты (ISD) через налоговый кредит.
Марко Лопес, бывший глава Центрального банка Эквадора (BCE), считает, что, предоставив свободный доступ SRI к информации частных банков об их клиента, правительство Рафаэля Корреа попирает право на частную жизнь, потому что налоговики смогут запросить эту конфиденциальную информацию тогда, когда захотят. Лопес подчеркнул, что государственные власти имели возможность получить доступ к этим данным, но только в рамках судебного процесса. Специалист уверен, что подобные необдуманные изменения будут иметь тяжелые отголоски, которые заставят часть вкладчиков поместить свои средства в банки за границей, выведя их из Эквадора. Он подчеркнул, что сам предпочтет забрать свои депозиты, даже ценой потери при этом суммы, требующейся на уплату налога на вывод валюты (в настоящее время 5 %), чем стать объектом тщательного исследования всего Эквадора.
Позиция правительства уже вызвала недовольство рядовых эквадорцев, не желающих попасть в тиски налоговой службы. Согласно опросу социологической компании Consulting Marketing Solutions (CMS) в 2 489 домах, 80,37 % эквадорских семей не согласны с тем, чтобы SRI получило доступ к их банковским счетам. 76 % не согласно, чтобы государство контролировало операции частных банков.
Этот законопроект станет десятой налоговой реформой в Эквадоре за последние пять лет. Соответствующие ужесточения налоговой политики предпринимались правительством Рафаэля Корреа в декабре 2007 года, июле и декабре 2008 года, октябре и декабре 2009 года, июле и декабре 2010 года, мае и ноябре 2011 года.
Вложения в Эквадор опасны, заявил президент Торговой палаты Кито (CCQ) Бласко Пеньяеррера Сольа. По его словам, действия правительства еще больше ограничат размер прямого иностранного вложения в страну, тогда как и сейчас, сравнивая с теми вложениями, которые поступают в соседние страны, Колумбию или Перу, Эквадор находится далеко позади, политика нынешнего правящего режима маленькой южноамериканской страны рождает неуверенность в завтрашнем дне. По его словам, экономисты всего мира, как левого, так и правого толка, рекомендуют устанавливать меньше налогов для предприятий, их (налоги) просто невозможно увеличивать, когда экономика страны находится на этапе спада. С технической точки зрения, все налоговые реформы в Эквадоре за последние пять лет были спорными, подчеркнул Пеньяеррера. То, что предлагает президент сейчас, состоит в том, чтобы дискриминационным способом государством были конфискованы прибыли самого важного сектора экономики Эквадора – финансового. И с этим прецедентом завтра в Эквадоре станет возможной конфискация прибыли любого другого сектора, заметил предприниматель.
По мнению аналитика Франсиска Роча, Эквадор точно не является центром привлекательности вложений в настоящее время, а президент Корреа путает свои действия как главы государства и как потенциального кандидата, стремясь быть переизбранным любой ценой, и это именно то, что не нужно бы делать для будущего страны.