Публикация официальных данных по безработице и неполной занятости трудоспособного населения Эквадора вновь спровоцировала полемику в стране. Согласно докладу, представленному вчера правительством, эти показатели уменьшились среди жителей 127 городских районов, так же, как и показатели бедности. Однако, эквадорские аналитики настаивают, что эти данные не являются реальными и возмущены явными манипуляциями. Тем не менее, руководители Института статистики и цензов (INEC) и Национального секретариата планирования и развития (Senplades), представлявшие ежеквартальные показатели, настаивают, что официальные данные отражают ситуацию в стране. По их словам, в соответствии с «Опросом о трудоустройстве, безработице и неполной занятости», в третьем триместре этого года (июль - сентябрь), по сравнению с тем же периодом 2011 года, уровень безработицы снизился на 0,6 %, с 5,5 % до 4,6 %, среди экономически активного населения Эквадора (порядка 7,5 млн человек). Это означает около 4 274 000 занятых граждан (включая тех, кто работает неполный день), против 4 154 000 в 2011 году. В то время как безработных граждан в прошлом году в Эквадоре было бы более 243 000, а сейчас – порядка 207 000. В свою очередь, неполную занятость имеют в настоящее время около 1 877 000 эквадорцев против 1 999 000 в прошлом году.
Однако, даже если верить официальным числам относительно увеличения общей занятости от 48,1 % до 51,5 %, статистика тех, кто имеет только частичную занятость остается негативной, считает экс-президент Колледжа экономистов провинции Пичинча, Патрисио Альмейда. Проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что люди хотят иметь полноценную работу и получать, по крайней мере, основную минимальную заработную плату, но не могут. В этой ситуации находятся граждане, которые, работая 40 недельных часов, не получают минимального вознаграждения (USD 292) или те, кто работает сдельно, как электрики или сантехники, потому что не могут найти постоянного места. Сюда же относится неформальный сектор или те, кто, кроме своей заработной платы, хотят зарабатывать больше месячного минимума.
Дэвид Вера, управляющий INEC, настаивает, что категория «неполная занятость» должна включать только тех трудящихся, кто имеет работу, полную или частичную, и стремится к дополнительным доходам. Это существенно отражается на официальной статистике в сторону уменьшения. С другой стороны, Фандер Фалькони, национальный секретарь по вопросам планирования, указал, что сокращение безработицы проистекает из динамизма развития рыболовного и коммерческого секторов, особенно в неких «средних» городах. Он обратил внимание на систематическое снижение безработицы в Эквадоре за последние пять лет, уверив, что 4,6 % - самая низкая историческая ставка.
Согласно INEC, уровень городской бедности снизился от 18,2 % в 2011 году до 16,3 % в этом году, принимая во внимание, что эквадорский гражданин уже не считается бедняком, по мнению правительства, когда его ежедневный доход превышает USD 2,51. Также, уровень крайней бедности в Эквадоре сейчас ниже (4,7 %), против 6,5 % того же периода предыдущего года.
Но Альмейда уверяет, что человек продолжает оставаться бедным, если он не может позволить себе набор продуктов и товаров, предусмотренный основной потребительской корзиной, что тем более невозможно с цифрами дохода, учитываемыми правительством.
Кандидат в президенты Гильермо Лассо говорит о той же проблеме. В соответствии с данными, которыми он располагает, в Эквадоре насчитывается не менее 4 400 000 бедняков, а именно, 28,5 % населения. И это гораздо больше похоже на правду. Лассо утверждает, что эквадорская семья будет нуждаться, если двое из ее четырех членов будут получать всего по USD 75.
По данным Института социального страхования Эквадора (IESS), среди трудящихся с полной занятостью числится всего 60,6 % трудоспособных граждан страны. Однако, согласно Институту статистики, это связано с тем, что не все работодатели выполняют свои обязательства.
78,6 % трудящихся работает в частном секторе, а всего за последний год к экономически активному населению страны прибавилось 84 310 молодых людей. И далеко не все из них имеют постоянную работу или даже возможность работать сдельно. Выпускникам университетов становится все труднее найти работу по специальности, так как большинство эквадорских предприятий требует иметь опыт работы от 2 до 3 лет.
Данные Колледжа экономистов провинции Пичинча также отличаются от официальных цифр. Президент организации Виктор Уго Альбан указал на то, что рост экономики Эквадора в этом году ожидается на 50 % меньше, чем в 2011 году, когда этот показатель составил около 8 %. Даже согласно официальной оценке, рост ВВП не превысит 4,5 % в 2012 году. Если к этому добавить ускорение инфляции, прежде всего, в последнем триместре этого года, то, по мнению Альбан, это не подтверждает реальность сокращения безработицы и неполной занятости эквадорских трудящихся в 2012 году.
Впрочем, даже данные INEC подтверждают, что Гуаякиль является городом с самым высоким уровнем безработицы в стране. В третьем триместре этого года (с июля по сентябрь) этот показатель в главном порту составил 6,5 % (против 5,7 % в том же периоде 2011 года). За ним следуют Мачала (4,8 %), Куэнка (4,4 %), Амбато (4,1 %) и Кито (3,4 %). По официальным данным, 40,92 % безработных должны были искать работу от 0 до 4 недель, 25,73 % - от 9 до 26 недель, 23,26 % - от 5 до 8 недель и 10,19 % - 27 недель и более.