Число стран, запрещающих использование мобильных телефонов в школах, быстро растет, и, согласно исследованиям, проведенным в Бельгии, Испании и Великобритании, эта мера дает хорошие результаты. Юнеско, представившая результаты в прошлую пятницу, 24 января, по случаю Международного дня образования, объяснило, что если в конце 2023 года количество образовательных систем, применяющих ограничения на использование мобильных телефонов в младших и средних учебных заведениях, составляло 60, то в начале января 2025 года эта мера распространилась уже на 79 стран.
Эти данные представлены в специальном обновленном отчете GEM (Global Education Monitoring Report), который готовится Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) для мониторинга прогресса в достижении Целей в области устойчивого развития. «Учащиеся должны осознавать риски и возможности, связанные с технологиями, и не должны быть полностью изолированы от них. Но страны должны лучше ориентироваться в том, какие технологии разрешены в школе, а какие нет, и в отношении их ответственного использования», - подчеркивается в заявлении. «В школе должны быть разрешены только те технологии, которые имеют четкую функцию поддержки обучения», - считают в ЮНЕСКО.
В 79 зарегистрированных стран около 40% образовательных систем, присоединившихся к отчету GEM, ввели ограничения на использование мобильных телефонов, по сравнению с 30%, существовавшими на конец 2023 года. Некоторые страны и регионы перешли на запрет использования сотовых телефонов. Например, во Франции было предложено распространить так называемую «цифровую паузу» на большее количество курсов, а в Китае в таких городах, как Чжэнчжоу, теперь запрашивают у родителей письменное согласие на использование сотовой связи, в том числе в педагогических целях. Реже были случаи, когда меры были смягчены, как, например, в Саудовской Аравии, где запреты были отменены из-за оппозиции групп защиты интересов инвалидов, использующих мобильные телефоны в медицинских целях.
В некоторых странах уровни ограничений неоднородны в зависимости от региональных особенностей, например, в Испании только 3 из 17 регионов (Страна Басков, Ла-Риоха и Наварра) уже ввели запреты. Изъятие смартфонов из школ, согласно исследованиям, проведенным в Бельгии, Испании и Британии, цитируемым в отчете GEM, улучшает результаты обучения, особенно в случае учеников, которые показали худшие результаты. Он также доказал свою полезность в борьбе с издевательствами в школах и в повышении концентрации внимания и самооценки перед лицом пагубного воздействия социальных сетей, особенно среди девочек.