Из числа трудящихся в возрасте от 18 до 29 лет, 848 106 человек зарегистрированы в Эквадорском институте социального обеспечения (IESS), как работающие по найму, так и указанные как самозанятые или добровольно зарегистрированные работники. Это число составляет 25 % всех эквадорцев, имеющих какую-либо работу в этом возрасте. Таким образом, молодые люди наименее защищены в социальном плане и наиболее уязвимы перед наступлением пенсионного возраста. Эта ситуация усугубляет проблему недофинансирования Пенсионного фонда, который получает от активных участников около USD 2,3 млрд, но тратит более USD 4,8 млрд в год.
Адвокат Патрисия Борха заявила, что эта ситуация является одной из больших проблем эквадорской системы социального обеспечения. Прежде чем задуматься о повышении размера взносов, который колеблется от 20,6% (коэффициент наемных трудящихся) до 17,16% для добровольцев и самозанятых, необходимо, чтобы власти нашли способы сделать членство в IESS более привлекательным и соответствующим реалиям молодежи.
Из общего числа 3 132 175 молодых людей, занятых в той или иной форме, 73%, то есть 2 272 860 человек, выживают в условиях неполной занятости или другой ненадежной работы. Этот процент на 6 пунктов выше национального показателя, который составляет 67%, согласно последнему отчету Национального института статистики и переписей (INEC). Эта доля «неустойчивой» молодежи имеет средний ежемесячный доход в размере USD 415, что меньше, чем Единая базовая заработная плата (USD 425).
Адриана Агилар, мать-одиночка 25 лет, уверяет, что 17,16% ежемесячная ставка взноса для присоединения к IESS слишком дорого для нее. «Иногда я получаю больше, а иногда и меньше. Платить почти USD 73 в месяц – это слишком много», - рассказала она. Андрес Ривера, адвокат и исследователь в области социального обеспечения, прокомментировал, что в этой связи необходимо проанализировать альтернативы, такие, как установление гибких ставок взносов в соответствии с фактическим доходом каждого человека.
Менее 10% молодых людей в неформальном секторе принимают решение вступить в IESS добровольно или самостоятельно. Около 11 000 молодых людей, у которых есть доход и возможности присоединиться, этого не делают, несмотря на то, что частная медицинская страховка может стоить более USD 80 в месяц. По словам Рауля Брисеньо, адвоката, специалиста по вопросам социального обеспечения, это связано с недоверием к системе, которая не публикует прозрачную информацию, и, следовательно, вызывает вопросы о том, как используются ресурсы зарегистрированных лиц.
Несмотря на то, что закон о финансовой безопасности действует с 2001 года, доступ к экономическим и финансовым показателям управления Пенсионным фондом или фондом здравоохранения практически отсутствует или очень ограничен. Именно поэтому IESS становится своеобразной «черной дырой», где неизвестно, как именно тратятся деньги. «В начале 2022 года Национальная Ассамблея приняла поправку к закону о социальном обеспечении, которая обязывает IESS регулярно публиковать на своем веб-сайте обновленную информацию о расходовании взносов каждого участника и о финансовом положении каждого фонда. Однако пока это не конкретизируется на практике», - отметил эксперт.
По сравнению с другими странами Южной Америки, Эквадор имеет самую низкую ставку взноса (20,6% от месячной заработной платы). По данным Международной организации труда (МОТ), средний показатель по региону составляет 27,75 %. Эта ставка идет не только в Пенсионный фонд или здравоохранение, но распределяется по 6 крупным направлениям: 10,66% идет в Пенсионный фонд; на здравоохранение выделяется 5,16%; на фонд безработицы уходит 2,5%, на страхование по безработице 0,5%; на сельское страхование уходит 0,7%, а оставшиеся 1,8% служат для покрытия административных расходов. Так, например, эффективная ставка для финансирования пенсий ниже, чем в соседних странах, таких как Колумбия и Перу (между 13% и 20%).