День рождения Пушкина отметили дети наших соотечественников в Эквадоре

Пушкин А.С.Ценность сохранения того языка, который считается для ребенка родным, особенно остро ощущается в иноязычной среде. Общеобразовательной русской школы в Эквадоре нет и дети, растущие здесь, учатся в обычных школах на испанском языке. Известно: на каком языке вы получаете образование, тот язык и становится для вас основным. Поэтому у детей, родившихся и растущих в Эквадоре даже у русскоязычных родителей, зачастую отмечаются проблемы со знанием русского языка. Это особенно заметно среди новых эмигрантов, дети которых быстрее ассимилируются, нежели дети старых эмигрантов, всегда старавшихся сохранять традиции.

Нынешние эмигранты, напротив, стараются поскорее влиться в жизнь страны проживания и озабочены скорейшей интеграцией своего ребенка в новую среду. И все же редко встретишь эмигрантскую семью, которая заявляла бы о своем полнейшем равнодушии к тому факту, что их ребенок забудет родной язык и не сможет говорить на нем даже с ними. Чаще такие родители пребывают в полной и наивной уверенности, что с родным-то языком, «великим и могучим»,  ничего не случится, хотя бы потому, что они остаются его «носителями». Обычно родители-эмигранты мечтают вырастить билингву: через какое-то время отправляют ребенка в местную иноязычную школу, а для сохранения родного языка в лучшем случае нанимают на 1-2 часа в неделю репетитора или стараются говорить по-русски дома, будучи уверенными, что теперь-то их совесть чиста.

Но чуда не происходит: такой ребенок билингвой не становится. Билингва владеет несколькими языками как родными, используя их попеременно в зависимости от ситуации и легко переходя от одного к другому. Он думает на них, свободно изъясняется, используя все лексическое и грамматическое богатство того или иного языка. Полиглот же может знать много языков, но владеет ими на разных уровнях.

В смешанных семьях основным для ребенка неизбежно оказывается язык той страны, в которой он живет, гражданином которой является один из его родителей, на языке этой страны говорящий. Русский же язык будет постепенно вытесняться, даже если с русской мамой или с русским папой ребенок будет продолжать разговаривать по-русски. То же происходит в случае, если оба русскоязычных родителя не предпринимают никаких шагов для того, чтобы русский язык сохранил для ребенка статус основного языка. Ведь чтобы сохранить или развить у ребенка настоящее двуязычие, необходимо, чтобы русский язык с детства изучался им не как иностранный, а как второй родной. У таких детей отсутствует навык письма на русском языке, у них очень маленький, можно сказать, примитивный, словарный запас. Они часто с трудом читают, особенно рукописный текст, у них отсутствует русский культурный фон – знание пословиц, поговорок, расхожих фраз из фильмов и мультфильмов, литературных персонажей.

Необходимо компенсировать таким детям «языковой голод» общением с русскоязычными сверстниками, соседями, друзьями, просмотром и обсуждением фильмов и книг на русском языке. Рассказывать детям интересные факты из русской истории, а в идеале изучать эту самую родную историю и географию родной страны – это важно и для сохранения русской идентичности ребенка.  

Поскольку полноценной русской школы в Эквадоре нет, ее функции отчасти выполняет детская воскресная школа при русском православном приходе Святой Троицы в городе Кито, столице страны. В приходской школе, созданной собственными силами и не получающей никакой помощи извне, силами нескольких энтузиастов из числа прихожан преподаются основы православной культуры и история России для детей на русском языке. Ребята учатся декламировать стихи и прозу русских и российских авторов, принимают непосредственное участие в записи школьных онлайн-уроков (очные занятия приостановлены по всей стране из-за карантинных ограничений), готовят выступления к различным памятным датам в истории России и православия. Даже проживая далеко от исторической Родины, дети участвуют в различных конкурсах, художественных и по русской словесности, в том числе международных, которые проводятся на их родном языке.

6 июня отмечается день рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина и международный День русского языка. Этот день юные русскоязычные соотечественники в Эквадоре решили отметить вместе, хотя бы онлайн – это позволило объединить детей, проживающих не только в Кито, но и других городах. Так родилась идея «переозвучить» хорошо знакомый родителям, дедушкам и бабушкам наших ребят, еще советский мультфильм о рыбаке и золотой рыбке, по одноименной сказке Пушкина, своими силами.

Также наши дети в Эквадоре подготовили к международному литературно-музыкальному онлайн-марафону «Пушкин – всему миру», проводимому «Русским Домом в Лондоне» и благотворительным фондом «Пушкин – всему миру», несколько стихотворений «солнца русской поэзии». Причем некоторые отрывки ребята предпочли рассказать на двух языках – русском и испанском, языке той страны, где они проживают.

Рубрика тематического архива:
© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito