Православная Пасха в Эквадоре: надежда на весеннее обновление

Пасха в ЭквадореПасха – удивительный праздник, когда хочется быть ближе к другому человеку, и свою радость проявить, и увидеть радость в его глазах. Но сейчас нет возможности обнять ближнего своего, расцеловать, похристосоваться. То, что сегодня нельзя пойти в храм, не является чем-то новым и невиданным в истории Русской Православной Церкви. В истории XX века имеется множество примеров, когда верующих людей преследовали, это опыт наших святых и новомучеников. Истории известны и подвиги отшельников, которые отказываясь от общения с внешним миром, посвящая свою жизнь молитве.

То, что происходит сейчас в православных храмах России, Украины и Беларуси, где из-за пандемии коронавируса богослужения либо не проводятся вовсе, либо проводятся без присутствия прихожан, увы, относится и к приходу Святой Троицы в далеком Эквадоре, расположенному в столице страны Кито. На сегодняшний день, по официальным данным, здесь выявлено более 9 000 случаев заражения и около 1 200 смертей. 16 марта в стране объявлена чрезвычайная ситуация в области здравоохранения, отменены занятия в школах и университетах, любые массовые мероприятия, установлен режим нерабочих дней и введен комендантский час, действующий с 14:00 до 05:00 следующего дня. Неделей ранее католическая Пасха прошла без традиционных многолюдных шествий, службы проходили за закрытыми дверями. Увы, ситуация не стала лучше и в эти выходные, когда православные христиане по всему миру отмечают Светлое Христово Воскресенье.

Члены православной общины в Эквадоре, лишенные возможности присутствовать на реальных богослужениях, старались не пропускать онлайн-богослужений всю Страстную седмицу.Люди обменивались ссылками на трансляции из особенно чтимых монастырей и церквей в разных уголках земного шара, где были организованы такие трансляции. Кому-то это помогло сохранить самую суть событий страстного цикла – непосредственное соучастие в событиях почти двухтысячелетней давности. А сделанные руками маленьких прихожан открытки со светлым праздником помогли взрослым еще явственнее ощутить свою общность не словесную, а духовную. И не беда, что вербу, пасхальные куличи и яйца пришлось освящать дома, мирским чином – они получились не менее красивыми и вкусными. И не такие испытания преодолевали христиане первых веков, являющие до сих пор образец истинной веры. Не такие испытания преодолевал русский народ, хранитель православия.

Пасха в Эквадоре-1

Богослужения на сакральном, родном и душевном церковнославянском языке, пусть и онлайн, позволяют пережить те же эмоции, что и при личном присутствии в храме, тем более что в приходе Русской Православной Церкви в Эквадоре последние годы настойчиво, в ущерб той самой сакральности, насаждалось иноязычное служение, в угоду немногочисленным испаноязычным «захожанам», без учета мнения русскоязычных соотечественников и эмигрантов, лишенных возможности полноценно участвовать в Божественной Литургии, хотя именно они составляют 80 % прихода.

Церковнославянский язык передает особый дух православного богослужения, но дело даже не в этом – если какое-либо начальство, в том числе церковное, не уважает свой народ, говоря с ним на чужом им языке, всячески демонстрируя, что мнение этого народа его совершенно не интересует, оно не может рассчитывать на ответное уважение. Община сама способна определять язык богослужения, и на словах с этим согласны все. Однако, тут и кроется главная проблема – кто составляет эту общину? Русскоязычные прихожане, по чьей просьбе образовывался конкретный, отнюдь не миссионерский приход, чьими усилиями делается там все, от украшения на праздники и пения на клиросе до уборки помещений после богослужения, или 2-3 новообращенных протестанта, еще очень далекие от православия и совсем не готовые трудиться душой, а тем более прихожане других православных поместных церквей, видящие в приходе Русской Православной Церкви лишь место, где можно получать какие-то блага или занять какое-то уютное место.

Русская эмигрантская среда в значительной части, бессознательно, является проповедницей православия. Везде, где только живут русские, ими строятся маленькие или даже величественные храмы, а до этого литургия служится и в приспособленных для того помещениях. Эмигранты посещают богослужение, активно в нем участвуют, помогая своим пением и чтением на клиросе, прислуживая в алтаре и в храме. Возле храмов создаются церковные ячейки, несущие на себе заботу об их содержании и благолепии, а часто, кроме того, занимаясь образовательной и благотворительной работой.  Жертвенность проявляется не только в вещественных дарах, но и в неутомимой работе на пользу Церкви и ближним, которым себя посвятили многие русскоязычные православные люди, ревностно несущие труды в различных церковных и благотворительных организациях или работающие самостоятельно.

И когда эти люди, видящие в своей церкви отдушину после недели своих трудов, приходят на Литургию и слышат там что-то чуждое и оттого неприятное, это не может не вызывать в сердцах и душах верующих огромную, невыносимую тяжесть. Особенно если церковнославянские песнопения вдруг сменяются на середине литургии бормотанием на испанском языке. Особенно если на литургии, в дни, когда вся служба «отчитывается» на испанском языке, прихожане не имеют возможности даже пропеть «Символ веры» и «Отче наш» на вековом языке богослужения своей церкви. Изменение языка богослужения и смешанные литургии вовсе не побуждает испаноязычных граждан чаще ходить в церковь, но вызывает чувство безысходности у наиболее активных и воцерковленных православных прихожан. Сегодня, когда необходимо искать объединяющие решения (укреплять приходы, развивать приходскую деятельность и миссионерство, вести социальную работу), эксперименты с языком богослужения лишь разобщают и сеют вражду.

Понятно, что невоцерковленные в своей массе латиноамериканцы, только «вчера» перешедшие в православие, предпочитают, чтобы богослужение велось на родном им испанском языке, а не на непонятном церковнославянском. Другое дело, что религиозные способности испанского языка, даже потенциальные, вызывают большие сомнения. Чтобы понять это, достаточно почитать переводы на испанский язык «Символа веры», «Отче наш», псалмов. В этом церковнославянскому языку сильно уступает даже родственно близкий ему русский. Понятно и то, что чем образованнее человек, тем сильнее он ощущает недостатки испанского языка как богослужебного. А в Эквадоре прихожанами являются, в большинстве своем, люди вполне образованные: врачи, юристы, классические музыканты, инженеры, историки, учителя, филологи, профессора и кандидаты наук.  

Великий миссионер Православной Церкви святитель Николай Японский, который до последнего дня своей жизни полагал огромные силы на перевод Священных и богослужебных текстов на японский язык, говорил: «Не перевод Евангелия и богослужения должен опускаться до уровня развития народной массы, а наоборот, верующие должны возвышаться до понимания евангельских и богослужебных текстов».

Христианин не может быть один, это противоречит природе христианства. Община — это духовная семья, члены которой хорошо знают друг друга, понимают и имеют чувство ответственности друг за друга, это живой организм, нуждающийся, прежде всего, в духовной подпитке, особенно сейчас, когда прихожане должны соблюдать домашний карантин.

Накануне Светлого Христова Воскресенья на приходском сайте опубликовано Пасхальное обращение епископа Аргентинского и Южноамериканского Леонида (Солдатова), назначенного совсем недавно, перед волной карантинных мероприятий в Южной Америке, а потому до сих пор не имеющего, видимо, возможности лично прибыть во вверенную ему епархию и сменить предыдущего архиерея. Даст Бог, это послужит возрождению старых и новых русских приходов на латиноамериканской земле и вернет туда тех, кого оттолкнули псевдомиссионерская деятельность и приоритеты отправленного в отставку митрополита Игнатия (Пологрудова), противопоставившего прихоти своей фейсбучной паствы нуждам реальных православных людей.

Православная Пасха в Эквадоре: надежда на весеннее обновление

Рубрика тематического архива:

ЭКВАДОР СЕГОДНЯ


~ КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ~

  • Partisan
    "Сухой закон поможет контролировать подпольные вечеринки" или приведет к их росту, как ... Читать далее
     
  • Partisan
    протестуй не протестуй, все равно получишь .... )))) денег то нет. ситуация конечно ... Читать далее
     
  • Прохожий
    "...мы начали видеть свет в конце туннеля..." - напомнило старый анекдот: - Мы уже ... Читать далее

Новости из России

© 2009-2019 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito