Латинская Америка отметила в минувшую пятницу Всемирный день борьбы с детским трудом, имея значительное продвижение в части сокращения численности работающих детей, ставя перед собой целью полное искоренение до конца этого десятилетия этой проблемы, затрагивающей около 13 млн латиноамериканских детей, большинство из которых бросает школу, чтобы работать. В этом году уделено особое внимание образованию как основному фактору в борьбе против детского труда, которым, согласно самой недавней оценке Международной организации труда (OIT), занимается 168 млн детей во всем мире, из них 85 млн заняты на опасной работе.
Хотя в целом странам Латинской Америки и Карибского региона удалось сократить за последние годы число работающих детей на 7,5 млн, 8,8 % несовершеннолетних жителей региона продолжают оставаться жертвами этой проблемы (причем, около 9 млн заняты на тяжелой и вредной работе).
Работа – основная причина, согласно Unicef, из-за которой около 4,2 млн детей не посещают школу, с чем совпадают выводы OIT в ее «Докладе по глобальному детскому труду 2015», в котором утверждается, что в странах низкого дохода от 20 до 30 % детей прекращает учиться и начинает работать в 15 лет.
Парадоксально, но борьба с бедностью стала одной из причин того, что власти Боливии приняли решение узаконить год назад детский труд, ссылаясь на высокий спрос именно на несовершеннолетних работников. В Боливии работа детей разрешена, начиная с 10 лет, а с 14 лет они могут вступать в договорные отношения с работодателем, но, в обоих случаях, с разрешения родителей и Министерства труда. Сегодня в этой стране работают 850 000 несовершеннолетних граждан, из которых 87 % заняты на тяжелой и вредной работе, а 77 % не получают платы, потому что работают не самостоятельно, а помогая своей семье.
Напротив, доминиканское правительство придает особое значение сокращению на 6 % доли детского труда в стране за последние 10 лет, после применения программы, которая включает стимулирование учебы в школе и школьную стипендию для 300 000 лучших учащихся.
Коста-Рика, которая сократила между 2002 и 2011 годами число трудящихся детей со 113 000 до 47 400, что представляет 4,6 % несовершеннолетнего населения, применяет школьные стипендиальные программы и усиливает борьбу с бедностью, чтобы совершенно искоренить детский труд до 2020 года.
Такая же цель у Гондураса, где более 371 000 несовершеннолетних составляют часть рынка труда, большинство – в нелегальном секторе, ввиду чего правительство координирует свои законодательные инициативы с частным сектором, трудовыми организациями и гражданским сообществом.
С аналогичной целью неправительственная организация «World Vision»продвигает образовательные программы и программы развития в Гватемале, где работающими считаются более 700 000 несовершеннолетних, большинство из которых вынуждены работать в области сельского хозяйства или по дому, вместо того, чтобы учиться.
Со своей стороны, панамские власти утверждают, что в этой стране 23 700 несовершеннолетних граждан перестали работать и вернулись в школы за последние два года.
В Колумбии, правительство начало кампанию «Sácale la lengua al trabajo infantil»(Выбрось из языка термин «детский труд»), к ней присоединилось 21 предприятие и три стратегических сети, чтобы искоренить это явление, которое затрагивает 1 039 000 колумбийских детей, а именно, 9,3 % детского населения, число, которое, впрочем, снизилось с 13 % в 2011 году.
Правительство Перу, где насчитывается более 1,6 млн работающих детей, запустило в минувший четверг кампанию «La calle no es su lugar» (Улица не его место), призванную противодействовать детскому труду на улицах.
Данные Парагвая гласят, что там 436 419 детей и подростков работает, а именно, один из каждых четырех несовершеннолетних. А в Бразилии более трех миллионов детей и подростков работают, не достигнув возраста, разрешенного законом. Правительство этой страны сообщило, что между маем 2014 года и тем же месяцем 2015 года в общем количестве 6 491 несовершеннолетний занимался нелегальной работой.
Эквадор также предпринял ряд шагов в образовательной области, в том числе инициировав серию программ гибкого образования, призванных сократить отставание в школьной программе среди работающих детей. Эти шаги привели к падению доли детского труда с 12,12 % в 2006 году до 2,98 % в 2014 году. В настоящее время у 99 540 эквадорских детей в возрасте между 5 и 14 годами есть какая-то работа, но примерно 83,8 % из них также и учатся.