Инти Рами – праздник солнца, земли, фольклора и традиций

Инти Рами – праздник солнца, земли, фольклора и традицийВосемь yachak (шаманы-знахари) – шесть мужчин, в белых одеяниях (что означает мир и гармонию), и две женщины в традиционной национальной одежде, дали начало ритуалу в честь бога Солнца в Cruzpamba – священном месте, расположенном в селении Salasaca, одном из многочисленных индейских сообществ Эквадора (провинция Tungurahua). Легкая изморось, наблюдавшаяся в этом месте с самого рассвета, и мрачные темные облака не смогли помешать проведению церемонии в минувшую субботу. Приготовления для Inti Raymi (праздник солнца, в переводе с quichua), начались в 06:00, после восхода солнца. К полудню горы бананов и апельсинов, мандаринов и яблок, лепестки роз, кукуруза, ячмень, розмарин, гвоздика, ромашка, эвкалипт, как и прочие дары природы, как фрукты, так и лекарственные травы, были размещены в виде огромного рисунка, на котором основывается этот древний андский ритуал, и украшены вышитыми лентами (pachacutic), символизирующими защиту.

Taita inti (отец-солнце) дает своим детям силу, энергию и тепло, заявил Gabriel Pando, один из шаманов, проводивших эту церемонию. Люди должны быть благодарными Рachamama (земле), которая дает им пропитание, уважать ее, потому что только благодаря ей они живут – добавил он, пока дым и запах ладана окутывали аборигенов, туристов и шаманов, разместившихся вокруг символов, выложенных на земле. Пока yachak Gabriel выражал благодарности Рachamama за урожай, полученный в течение года, небо немного очистилось от облаков и стало возможным увидеть и самого Taita inti. Не забыл шаман восславить и достойных предков, таких, как индейские вожди Atahualpa и Túpac-Amaru, которые более 500 лет назад так же отдавали дань богу Солнца и Матери-земле.

Рисунок, выложенный эквадорскими индейцами на земле, имеет четыре луча, олицетворяющих четыре части Империи древних инков: chinchansuyo, collasuyo, antisuyo и contisuyo, а также четыре составные части природы: вода, огонь, земля и воздух. Круги символизируют два дня солнцестояния и два периода равноденствия каждого года. После благодарственных молитв, yachak Ángel Guangasi сделал четыре глотка из специальной священной бутыли с тростниковой водкой, настоянной на лекарственных травах с добавлением корицы – так шаман благословил огонь, воду, воздух и землю.

Очищение - следующий ритуал церемонии. Одна из посетительниц праздника шагнула в круг, а yachak оросил воздух вокруг женщины все той же освященной водкой, выплевывая ее на все четыре стороны света. Потом он, потрясая колокольчиком и ветками базилика, розмарина, эвкалипта и других трав, прошёл несколько раз вокруг женщины, удаляя, таким образом, плохую энергию. После подобной процедуры нельзя мыться два дня, после чего необходимо принять ванную с лепестками роз – таким образом, вся негативная энергия будет окончательно удалена.

Segundo Francisco Guangasi уже 30 лет является yachak (шаманом-знахарем) индейского племени и выполняет эти церемонии каждый год. Это его наследственное занятие – и отец, и дедушка индейца были знахарями, лечили людей, проводили ритуалы очищения, славили Солнце и землю. Это его работа, пояснил Guangasi. Он участвует в ритуале каждый год, будучи уверенным, что очищение заряжает людей хорошей энергией, а это помогает им в работе и в повседневной жизни. Guangasi отметил, что люди после проведения этой церемонии чувствуют себя совершенно счастливыми, ритуал поднимает им дух, придает силы и уверенность в себе.

После того, как все участники церемонии, явившиеся в Cruzpamba, прошли ритуал очищения, а дары матери-природы получили благословение, собравшиеся перешли к процессу поедания ритуальных фруктов. Одновременно другая группа аборигенов разместила на расстеленных на земле одеялах блюда с кукурузой, бобами, вареным картофелем, другими зерновыми и бобовыми культурами, жареная морская свинка, баранина – все это было съедено сообществом и гостями праздника. И, конечно, неизменная chicha – традиционная кукурузная водка.

Музыка, песни на родном для индейцев языке quichua, танцы, курение сигар и еда – не просто времяпрепровождение в этот день, это часть chichi tucuri, вечернего праздника. Наконец, выбрав Ñusta (королеву) селения Salasaca этого года, индейцы посчитали день Inti Raymi завершенным, хотя в домах праздник в честь бога Солнца продолжается и весь следующий день. При выборе Ñusta особое внимание уделяется не только красоте индейской девушки, но и ее знанию культуры и обычаев своих предков.

Аналогичная церемония проводилась на прошлой неделе и в районе Ingapirca, где живут индейцы древнего племени сañari. На подобных церемониях в дни летнего равноденствия каждый год здесь присутствует не менее 1 000 человек, собирающихся со всех уголков Эквадора.

Inti Raymi является одним из четырех самых больших праздников андских индейцев, отмечаемых каждый год. Помимо этого, в марте отмечается Paucar Raymi, в сентябре - Сile Raymi и в декабре – Сapac Raymi.

Рубрика тематического архива:
© 2009-2024 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito