Ржавая спутниковая антенна Satelital прикреплена к палке, торчащей посередине внутреннего бетонного дворика, который начинают покрывать заросли кустарника. По соседству - дом, сделанный из прогнивших досок и давно покинутый. Лай трех собак свидетельствует о том, что в этом населенном пункте еще теплится жизнь. Доминго Муньос – один из 30 жителей, остающихся жить на колумбийском хуторе Роса, где еще четыре года назад проживали более 300 человек. Антенна и ряд столбов с электрическими проводами уже давно не в рабочем состоянии. Они остаются одиноким напоминанием об эпохе благополучия, некогда царившей в этой местности, расположенной на берегах пограничной реки Путумайо, напротив эквадорской деревни Эль Пальмар, находящейся на другом берегу, на северо-востоке провинции Сукумбиос. “Люди уходили, потому что постоянно висел дым от окуривания побегов коки, а после уничтожения посадок коки нам не осталось, на что жить. Сейчас у нас осталось несколько посадок, далеко отсюда. Семьи ушли в Нариньо или внутрь территории Колумбии; большинство переехали в Эквадор” – рассказал Муньос.
В Эль Пальма хотя и нет заброшенных домов, но торговля, которая кипела здесь три года назад, почти исчезла. Четыре бильярдные раньше работали каждый день, сегодня они открыты только по выходным. То же самое касается и пяти дискотек, семи магазинов продовольственных товаров, ресторанов. “Мы раньше продавали товар почти на USD 5 000 в месяц; сейчас мы не зарабатываем и USD 1 000”, – заявляет владелица местного магазина, уроженка колумбийского населённого пункта Сан Мигель де Боливар, уже 20 проживающая на эквадорской стороне.
После расположения здесь лагеря эквадорских военных, вскоре после бомбардировки Ангостура 1 марта 2008 года, переход гражданских через границу уменьшился от десяти до одного в день. Населенный пункт Эль Пальмар расположен всего в 5 км от места бомбардировки – по прямой – и, хотя никто не признается в этом, но многие с тоской вспоминают те времена, когда в районе царили партизаны.
То, что происходит в колумбийской Роса и в эквадорской Эль Пальмар, можно наблюдать почти на всем протяжении северной границы, разделяющей провинции Сукумбиос (Эквадор) и Путумайо (Колумбия) на протяжении 320 км. Всего граница между двумя странами имеет протяженность почти 700 км, от джунглей Амазонии до Тихого океана.
На берегах пограничных рек San Miguel и Putumayo расположены десятки почти безлюдных колумбийских поселков. Политика демократической безопасности, проводившаяся бывшим президентом Альваро Урибе, оказала негативное влияние не только на деятельность вооруженных незаконных формирований, но и на тысячи крестьян, которые зависели от посадок коки. В 2004 году началось воздушное окуривание; с 2006 года колумбийские военные контролируют посадки незаконных культур. Однако при отсутствии возможности заработков на плантациях коки, население покидает эти районы.
В последние четыре года колумбийские военные разместили блок-посты в Сан Мигель, напротив эквадорского поселка Ла Пунта, в Тетейе, напротив Пуэрто Нуэво; в Пиньуньо Негро и Пуэрто Оспина, напротив Пуэрто Эль Кармен. Кроме этого, военная эскадрилья постоянно патрулирует пограничные районы провинции Путумайо на колумбийской стороне. Эквадорцы и колумбийцы знают об этом и некоторым жителям это не нравится.
Сотни колумбийских крестьян ушли в провинцию Нариньо, расположенную по ту сторону границы с провинцией Эсмеральдас, где уже четыре года существуют плантации коки. А также и увеличивающееся число вооруженных группировок, рассказывает учительница, которая, устав от насилия, приняла решение переехать из Нариньо в одно из сообществ Путумайо, учить 17 детей в школе, где раньше было почти сто учеников. Некоторые колумбийские граждане отправились искать лучшей жизни в Эквадор, где они работают в поле, в нефтяных или строительных компаниях. Пример тому - Хулиан Эспаньа, обосновавшийся в эквадорском селении Барранка Бермеха, на северо-западе провинции Сукумбиос. Здесь раньше жило 70 семей, а сейчас осталось 30, здесь живут и работают 15 колумбийских граждан в нефтяных компаниях. Поток беженцев из колумбийской провинции Putumayo захлестывает эквадорскую Сукумбиос. Именно в этой провинции находится почти 15 тысяч из 51 тысячи колумбийских беженцев, которые были зарегистрированы Acnur (Комитет по делам беженцев при ООН) три месяца назад. Но еще больше там проживает граждан из соседней северной страны незарегистрированных. И вместе с ростом беженцев увеличилось в провинции Сукумбиос насилие: насильственные смерти и бессудные расправы. Сюда же переместился и наркотрафик.
7000 военных размещено в пограничной эквадорской провинции Сукумбиос. Трое вооруженных солдат круглосуточно контролируют движение автотранспорта недалеко от реки Сан Мигель, на дороге в Эль Пальмар. Перед въездом в этот поселок размещен еще один пост, а через 200 метров расположился военный отряд Агустин Анчико, где находится постоянно десяток солдат, меняющихся каждый месяц. Гари Хаен, начальник отряда, пояснил, что военные контролируют доступ колумбийских граждан в страну, требуя предъявления справок о несудимости, а также проводят их обязательную регистрацию. Кроме постоянных установленных постов, отряды спецназа регулярно патрулируют сельву, как утверждает генерал Уго Виллегас, начальник IV Дивизиона армии, контролирующего эквадорскую Амазонию.
Несмотря на присутствие военных в области, на 22 % выросло в первом полугодии текущего года по сравнению с 2009 годом число случаев умышленных и бытовых убийств в провинции Сукумбиос, как гласят полицейские сводки. 85 % этих преступлений совершаются в деревенских районах кантонов Шушуфинди, Путумайо и Куябено. Среднее число убийств в провинции - шесть в месяц, а в апреле увеличилось до восьми, отметил в июльском докладе подполковник полиции Марсело Ногера. В большинстве случаев жертвами являются граждане колумбийского происхождения. Один из примеров царящего здесь насилия - в сельском центре Пакайаку, расположенном на шоссе Нуэва Лоха-Пуэрто Эль Кармен за три месяца были убиты 18 человек, тела которых найдены со следами пыток, в ряде случаев – электрическим током, после чего все несчастные были расстреляны.
На фоне происходящего, цены на земельную собственность здесь опустились значительно, и все переговоры о возможной покупке, равно как и оформление сделок, ведутся неофициально и скрытно. Например, Даниэль Ойола живет с женой, двумя детьми и двумя племянницами в Барранка Бермеха, на северо-западе от Нуэва Лоха. Все они колумбийцы, собственность, в которой проживают, купили у эквадорской гражданки за два миллиона песо (USD 1000). При этом у них нет никакого свидетельства о собственности, только договор купли-продажи, написанный от руки. Причина этого - закон о национальной безопасности, согласно которому иностранцам запрещено приобретать собственность в пределах 20 км от государственной границы. Поэтому за последние шесть месяцев, цена недвижимости в этих районах стала падать: если три года назад в Эль Пальмар участок размером двести квадратных метров стоил не менее USD 2 000, то сегодня его уступят с радостью и за USD 500-1000.