Жители четырех населенных пунктов, являющихся сельскими центрами, а также крестьяне окрестных деревень и хуторов, находящихся на территории кантона Тулькан провинции Карчи (северная граница Эквадора), научились жить, несмотря на налеты различных групп колумбийских повстанцев и постоянные стычки между ними и колумбийской армией.
Висячий деревянный мост не более 50 метров в длину через реку Сан Хуан соединяет населенный пункт Чикаль с колумбийским поселением Талламби. В течение всего дня по нему двигаются люди – бегают дети, едут мужчины на навьюченных лошадях, бредут женщины с корзинами... Колумбийцы этот мост используют чаще - с той стороны нет шоссе, соответственно и нет возможности снабжаться продуктами. Они переходят на эквадорскую территорию и едут в Тулькан за покупками, это почти четыре часа пути.
В населенные пункты Мальдонадо, Туфиньо и Кармело (находящиеся здесь же, в районе кантона Тулькан) колумбийцы также приходят ежедневно. Но Чикаль является самым многонаселенным из них, с более активной торговлей. В этом селении есть два больших продуктовых магазина, несколько маленьких и есть даже гостиница.
Во всех четырех поселениях имеются блок-посты, курсируют военные патрули, отпугивающие партизанские группировки, которыми кишит весь район. Тем не менее, именно земли этих сельских центров продолжают быть точками обитания и снабжения повстанцев революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) и армии национального освобождения (ELN).
Крестьяне, супруги Эдмундо Диас и Даргелия Калсалусано рассказывают, что партизаны часто приезжают в Чикаль, переодетые в гражданскую одежду – за покупками. Также приходят колумбийцы, предлагающие местным жителям работу на посадках коки, посеянных в горах соседней страны и видимые с эквадорской стороны. Эдмундо подряжался несколько раз, так как у него нет постоянной работы. “Мы идем, что делать – есть надо, а они хорошо платят”, – пояснила его жена. Ежедневная оплата за такую работу составляет 10 тысяч песо (USD 5). Неизвестно, кто эти люди, предлагающие эту работу, имеют ли они отношение к партизанам FARC, но колумбийское правительство утверждает, что повстанцы крепко связаны с наркоторговлей. Партизаны из группировки "Фронт 35", одного из подразделений FARC, находятся в окрестностях колумбийского селения Талламби уже четыре года. В эквадорском селении Чикаль установлена даже плита с изображением погибшего повстанца Мануэля Маруланда и высеченной на ней надписью “Умереть за народ – значит жить вечно”.
Напротив этой плиты находится школа сообщества, где учатся и дети колумбийцев, укоренившиеся в Чикаль. Гильермо Касас, чей магазинчик расположен по соседству, рассказывает, что “иногда приходят партизаны, но они не трогают нас”. Он говорит - иногда они приходят одетые в форму и даже с оружием, иногда в гражданской одежде. Повстанцы уже много-много лет живут в окрестной сельве. До FARC здесь были партизаны ELN, контролировавшие этот участок колумбийской границы. 15 лет назад представители этой группировки захватили Chical и в центральном парке сельского центра проповедовали идеи "революции Симона Боливара". В те годы селение было заброшенным отдаленным местом с пыльными улицами. Сегодня почти все улицы не только в Чикаль, но и в Мальдонадо, Туфиньо и Кармело замощены брусчаткой.
После того, первого налета, партизаны периодически возвращались, требовали от хозяев магазинов и крестьян дань в виде продуктов. 57-летний Сойла Рамирес, владелец магазина в поселке Мальдонадо, хотел даже бросить все и вернуться в родной город Ибарра, но размещение здесь погранзаставы остановило его. Так же, как в Чикаль, мост через ту же реку соединяет Мальдонадо с колумбийским поселком Сан Хуан де Малласкер. У деревенских жителей нет препятствий для перехода на соседнюю территорию, но там "посторонние", как называет местное население партизан, могут ограбить и отнять все припасы и деньги.
Жители Туфиньо и Кармело тоже научились жить вблизи повстанческих лагерей. Узкая дорога из гравия соединяет первое из этих селений с колумбийкой деревней Чилес, где раньше было много партизан FARC. Марко Посо, 54 лет, помнит, что еще два года назад он постоянно слышал звуки выстрелов и взрывы бомб. Но с тех пор, как ввели колумбийские войска в Чилес, стало спокойнее. Теперь там есть и полиция, и военные, которые патрулируют весь район. Жители поселка приходят в Туфиньо за покупками, так как ближайший крупный колумбийский поселок расположен в полутора часах езды. Эквадорцы тоже ходят на колумбийскую территорию – там находятся прекрасные термальные бассейны.
И в деревне Кармело жители слышат выстрелы, которыми регулярно обмениваются повстанцы и колумбийские военные. Последнее противостояние было всего 4 месяца назад, рассказывает Альфонсо Кистанчала. Две страны соединяет импровизированный мост из стволов деревьев через узкую речушку Пум. Альфонсо 65 лет. Он сеет картофель и окуривает посадки соседей “когда есть работа”. Его жена Делия продает требуху, колбасы и сосиски, которые готовит сама снаружи их маленького тростникового дома. И хотя между селениями Чикаль и Кармело приличное расстояние (первое расположено на западе провинции Карчи, а второе на востоке), жизнь Альфонсо и Делия как две капли воды похожа на жизнь Эдмундо и Даргелии. Обе пары живут в скромных домишках, так же, как и большинство местного населения. Даргелия, кроме того, что работает поденщицей, готовит куриный бульон на ярмарках, которые каждый четверг проводятся в поселке.
И хотя с присутствием военных жизнь здесь стала спокойнее, но она пока не стала лучше.