Легкий доступ на эквадорскую территорию по рекам Сан Мигель и Путумайо, разделяющим Колумбию и Эквадор, способствует почти беспрепятственному движению наркотиков и оружия в обе стороны.
Орландо Килимба прибыл в Эквадор шесть лет назад, оставив свой поселок Какета, расположенный рядом с южной границей Колумбии после начала партизанской войны в том районе. Сначала он поселился в Пуэрто Нуэво, расположенном на южном берегу реки Сан Мигель, а потом перебрался с женой в эквадорский кантон Пуэрто Эль Кармен де Путумайо, находящийся на берегу одноименного притока Амазонки. Именно эта зона стала местом нахождения одного из самых крупных партизанских лагерей в стране, на протяжении многих лет местные джунгли скрывали одного из лидеров партизан революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), Рауля Рейеса, погибшего 1 марта 2008 года во время бомбардировки эквадорского населенного пункта Ангостура. Провинция Сукумбиос долгое время служила убежищем ему и другим членам FARC, которые вынуждены были оставить зону Какета после неудачных переговоров с правительством Андреаса Пастрана (президент Колумбии с 1998 по 2002 годы).
Обилие притоков, густая растительность сельвы, недостаток военного и полицейского контроля 347 км эквадорско-колумбийской границы были союзниками для проникновения на территорию Эквадора и партизан, и мирных колумбийских граждан, бежавших от гражданской войны. Орландо Килимба покинул свою страну, когда боевики FARC начали нападать и убивать даже священников и пастухов.
Эквадорскую часть территории, примыкающей к реке Путумайо, на которой расположен и кантон Пуэрто Эль Кармен де Путумайо, колумбийские партизаны продолжают использовать для укрытия, располагая здесь свои лагеря. “Наше положение очень деликатное, сложное”, – отмечает мэр города Сегундо Лондоньо. И несмотря на то, что в кантоне расположены подразделения эквадорской армии, морской пехоты и полицейские, он утверждает, что “ситуация выходит из-под контроля”. Они живут в постоянном страхе. Убийства в результате разборок здесь встречаются чаще, чем нападения. Ночью 12 июля какой-то человек убил Марию Гурапари. "Это потому, что она была замешана в наркоторговле", - сообщил один из жителей. В этих краях полиция не имеет статистики заказных убийств, но местные жители считают, что происходит в среднем одно такое убийство каждую неделю. Чтобы сохранить жизнь, все жители соблюдают один закон: видеть, слышать – и молчать. Именно поэтому, никто не заявляет о подозреваемых в преступлениях или о тех, кто переходит границу на лодках.
Орландо Килимба знает больше других. Продавая пироги и лепешки на углу пирса в Пуэрто Эль Кармен, он наблюдает движение всего города, занятого торговлей и сельским хозяйством, за счет которого снабжаются и все близлежащие деревни Колумбии. Туда продают не только продукты, но и топливо. Военные и моряки пытаются контролировать оборот контрабанды, наркотиков и оружия, а также и присутствие боевиков на эквадорской земле, однако их усилиям препятствует сложный рельеф местности и обилие речных притоков. Колумбийские военные также патрулируют свой берег Putumayo на небольших судах, на корме которых размещены призывы к партизанам FARC о демобилизации.
На этой реке расположено селение Эль Пальмар, самое близкое к месту бомбардировки 2008 года – жители слышали и взрывы бомб, и зарево огня, осветившее сельву. Они продолжают слышать периодически менее интенсивный грохот по ту сторону границы – но это не так их волнует. Отсюда два часа пути до города Пуэрто Эль Кармен. Можно добраться на моторной лодке – они ходят два-три раза в день, и есть еще асфальтированная дорога, доходящая до реки Сан Мигель, через которую перевозит пассажиров и транспорт баржа, принадлежащая компании Petroproducción, добывающей нефть в окрестностях этой зоны. Практически все населенные пункты Путумайо соединены дорогами – вернее, они расположены все вдоль дороги, большей частью находящейся в плохом состоянии. Единственное место, куда не ведет никакая дорога - Санта Елена. Жители этого населенного пункта должны идти шесть километров до шоссе. Здесь нет военных постов и электричество доступно только за счет солнечных батарей, поэтому ночью они остаются в полной темноте. Но местные жители – в большинстве своем колумбийцы, бежавшие от ужасов войны – здесь чуствуют себя спокойно. Они занимаются сельским хозяйством, выращивая кукурузу, рис и юкку. Пять лет назад, посадки юкки погибли после окуривания плантаций коки на колумбийской границе, так как с ветром дым и химикаты попадали на эквадорскую территорию. Муниципалитет Путумайо не имеет официальной статистики числа потерь, которые понесли тогда эквадорские крестьяне на всем протяжении реки. Но они были огромны, говорят люди. От этих опрыскиваний пострадали даже крестьяне на берегах реки Сан Мигель.
В январе подразделение эквадорской армии обнаружило партизанский лагерь недалеко от деревни 18 де Новиембре, относящейся к району Хенераль Фарфан, на северо-западе провинции Сукумбиос. Здесь находится единственная дорога в Колумбию из Эквадора – международный мост Сан Мигель. По обе стороны расположены блок-посты – но это не препятствует контрабанде газа и топлива. Местные власти предпочитают закрывать глаза на это – глава совета Хосе Ордоньес поясняет, что “есть матери-одиночки, у которых нет другой возможности зарабатывать на жизнь”. Некоторые жители провинции снабжают контрабандой не только колумбийских жителей, но и партизан. В кантон Пуэрто Эль Кармен часто приезжают женщины-партизанки FARC, которые пытаются сойтись с эквадорскими военными. "Полицейские и военные задерживают партизан и партизанок, но они все равно проникают сюда. Необходим более строгий контроль", - считает мэр города.