Цивилизация майя

Индекс материала
Цивилизация майя
часть2
Все страницы
Цивилизация майяВ старинном эпическом повествовании “Пополь-Вух” майя киче из горной Гватемалы есть рассказ о сотворении мира. В нем говорится, что руками великих богов в незапамятные времена были созданы земля, солнце, луна и звезды. Боги населили Землю различными растениями, животными и птицами, а затем сотворили из кукурузного теста первых людей- предков майя.
Во всей доиспанской литературе Америки это одно из немногих упоминаний о происхождении индейцев. Однако ни древние легенды, ни отдельные археологические находки не могут помочь пробиться сквозь ту пелену неизвестности, которой окутаны истоки древнейшей майяской цивилизации. И все же именно археология дает ученым путеводную нить, которая ведет к решению проблемы.
Если обратиться к наиболее ранним находкам, то можно увидеть, что на большей части равнинной лесной зоны майя (п-ов Юкатан в Мексике и область Петен в Гватемале) 1-ые следы пребывания человека появляются лишь в самом конце 2-ого тысячелетия до н. э. В горных же районах майя (Чьяпас в Мексике и Гватемальское нагорье) имеются памятники, восходящие еще к периоду первоначального заселения Нового Света - к 12-10-му тысячелетиям до н. э.
Исходя из собственных данных, лингвисты подсчитали, что предки майя появились на нагорьях Чьяпаса и Гватемалы не позднее середины 3-его тысячелетия до н. э., т.е. еще до образования на континенте самых древних оседлых земледельческих культур. Не исключено, что именно с этими племенами связано последовательное введение в хозяйство и распространение важнейших с/х растений доколумбовой Америки-некоторых разновидностей кукурузы, фасоли и тыквы.
Следовательно, на рубеже 2-ого и 1-ого тысячелетий до н.э. земледельцы майя, испытывая нехватку новых земель, спустились с нагорий и приступили к широкой колонизации почти безлюдных до того равнин на юге Мексики и севере Гватемалы.
Еще один поток переселенцев пришел в эти места, по мнению некоторых ученых, с запада, с южного побережья Мексиканского залива, из области загадочных ольмеков. Усилиями этих пришлых групп при продолжавшемся интенсивном и благотворном влиянии соседних народов и была якобы создана к рубежу нашей эры та блестящая цивилизация, которую мы называем классической культурой майя.

Долгое время считалось, что майя испокон веков культивировали у себя самую примитивную форму земледелия - подсечно-огневую, которая требовала больших массивов свободной земли, поросшей лесом, и частой смены выжигаемых участков в связи с быстрым истощением плодородия почв. Такое земледелие не могло обеспечить пищей сколько-нибудь значительное население. Как же в таком случае у майя появились многолюдные и процветающие города? Почему они существовали на одном и том же месте непрерывно в течение сотен лет?
В результате последующих исследований удалось установить, что подсечно-огневое земледелие майя, при всех его внешних минусах не было столь примитивным и малоэффективным, как это представлялось на первый взгляд. Уже в глубокой древности жрецы разработали весьма совершенный солнечный календарь, точно регулирующий сроки основных земледельческих работ: рубка леса, его выжигание, сев в начале сезона дождей, уход за посевами, уборка урожая. Майяские земледельцы путем длительных опытов и отбора сумели вывести гибридные высоко урожайные сорта основных сельскохозяйственных пищевых культур - кукурузы, бобовых и тыквы. Наконец, ручная обработка небольшого участка в лесу и сочетание на одном поле посевов нескольких культур позволяло долгое время сохранять его плодородие. Кроме того, возле каждого индейского жилища имелся приусадебный участок с огородом и фруктовыми деревьями.
Разнообразие почв и климата в области, занимаемой майя, предопределили разнообразие земледельческих продуктов и приемов, о которых можно лишь частично судить по сообщениям хронистов 16 в. и по редким данным из археологических источников.
Видимо, земледелие майя целиком зависело от природных условий - почв, водного режима и климата. Исключением было лишь возделывание какао на искусственно орошаемых участках тихоокеанского побережья Гватемалы и, возможно, террасированное земледелие на нагорье Альтос, также в Гватемале. Очевидно, что в районах влажных тропических лесов обилие дождей делало необязательным орошение, в то время как на севере Юкатана скудность осадков и отсутствие поверхностных вод не позволяло его осуществить. В центральной зоне использовали воду рек.
Что касается земледельческих орудий, то они не могли быть проще: каменный топор для рубки деревьев и кустарника и палка для посадки, называемая шул, - простой заостренный кол, обожженный для твердости; к этому можно добавить сумку для семян, сделанную, вероятно, из хенекена.
Кроме маиса майя выращивали фасоль, тыкву, томаты, различные виды стручковых перцев и как приправы ореган, кориандр, ванилин и др. Одной из наиболее важных культур было какао. Широко распространенными культурами были также хлопок и табак, разводимые семенами.

Различия геологических, гидрографических климатических условий между отдельными районами области майя определили заметное разнообразие природных ресурсов в каждом из них.
Различные районы майя поставляли на внутренний и внешний рынок свои особые товары. Так, с Юкатана доставляли соль, воск, мед, маис, фасоль, рыбу, хлопок, хенекен, копал и кремень как сырье или в виде готовых изделий.
Из Гватемалы шли главным образом ценные породы деревьев, шкуры, хлопок, копал, яшма, бирюза, базальт. С побережья Мексиканского залива и Тихого океана поставлялись какао и каучук. Из Гондураса - алебастровые сосуды и какао.
Разумеется, еще одним очень важным “товаром” были рабы- мужчины, женщины и дети - большей частью выходцы с побережья Мексиканского залива.
Товары доставляли наземными, речными и морскими путями. Это были и простые тропы в сельве, в горах или на равнине, и мощеные дороги в низинах, обычно заливаемых в сезон дождей.
Реки Усумасинта, Грихальва и Мотагуа со своими притоками служили главным образом для торговли между высокогорьем и равнинами. Использовались также реки Мопан и Белиз. Интенсивный торговый обмен осуществлялся морем.
Хотя большая часть торговых сделок осуществлялась посредством обмена, некоторые продукты, бывшие наиболее ценными и в то же время легкими, выполняли роль монет. Главным из этих продуктов было какао, торговцы носили его в сумках. Использовались также красные раковины, нанизанные или в сетчатых сумках, бусины из нефрита, маленькие плоские топоры и бубенцы из бронзы, цена которых зависела от размера. Бобами какао можно было оплатить стоимость любой вещи. Овьедо, например, называет цену одного кролика (10 бобов какао), чикосапоте (8плодов и 4 боба) и одного раба(100 бобов). Тот же хронист пишет, что продавец товара, получив плату бобами какао, очень тщательно их пересчитывал по одному, слегка надавливая на каждый, так как находились люди, которые подделывали “монету”, наполняя скорлупу боба землей.
Несмотря на иногда случающиеся подлоги, торговые отношения складывались в атмосфере честности и доверия. Ланда уточняет, что майя “поручались, давали в долг и платили с достоинством и без процентов”. Согласно Когольюдо, они не нуждались ни в письменных договорах, ни в обещаниях уплаты. Договор вступал в силу, когда договаривающиеся вместе, на виду у всех, пили.
Разбросанные в исторических источниках данные, позволяют составить представление не только о важности торговли, но и о положении торговца в рамках общества майя.
Интерпретируя источники, ученые отличают простого профессионального торговца (пполом) от того, кто возглавляет караван рабов-носильщиков (ах пполом ёк), которых в конце перехода продавали как товар. Нет сомнения, что на социальной лестнице торговец стоял на более высокой ступени, чем основная масса трудящихся. И хотя положение торговца в социальной структуре не совсем ясно, но вероятнее всего, что у майя торговцы были тесно связаны со знатью, а не образовывали промежуточный слой между нею и народом, как это было у ацтеков.

Разрабатывая эту тему, многие майянисты сильно идеализируют культуру майя, заметно преувеличивая уровень их научных знаний и забывая при этом об успехах, достигнутых другими народами древности как в Америке, так и в Старом Свете.
Конечно, не стоит преуменьшать заслуг древних майя, которые, без сомнения, еще раз открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали сложный календарь, совершенствуя математические и астрономические знания других народов Мезоамерики. Тем не менее нельзя ставить их в научном отношении на более высокий уровень, чем халдеев, китайцев, египтян и греков, которые достигли знаний, сходных и даже более высоких, за много столетий и даже тысячелетий до появления цивилизации майя.

Средства, используемые древними майя для проведения астрономических наблюдений, были в высшей степени примитивными.
Возможно, майя могли определять проход Солнца через зенит, следуя тому же принципу, на котором основан гномон - посредством палки, поставленной вертикально, которая не отбрасывает тени, когда Солнце проходит над ней. Они, видимо, также пользовались двумя перекрещенными палочками для того, чтобы проводить визуальные линии в направлении интересующих их астрономических точек (восход или заход Солнца, Луны и Венеры в различные периоды года).
Несколько зданий, построенных в зоне майя, были предназначены для астрономических наблюдений. Среди них - так называемый Караколь из Чичен-Ицы и такая же постройка из Майяпана.
В Вашактуне есть комплекс построек, который также считается предназначенным для астрономических наблюдений. Он состоит из пирамиды и удлиненной платформы, на которой покоятся основания трех храмов. Визирные линии, направленные от точки на оси лестницы к центру центрального храма, на северо-западный угол храма, расположенного севернее, и на юго-западный угол южного храма, указывают соответственно истинный восток, то есть точку восхода Солнца В дни весеннего и осеннего равноденствия, восход Солнца в день летнего солнцестояния и восход Солнца в день зимнего солнцестояния. От 12 до 18 подобных обсерваторий было найдено в различных городах области майя.
При помощи этих простых способов жрецы майя определяли с удивительной точностью циклы Луны, Солнца, Венеры и сопряжения небесных тел, которые их наиболее интересовали.
Среди астрономических знаний, приобретенных майя, есть определение солнечного года, который, согласно календарным исправлениям, зарегистрированным на некоторых надписях, должен соответствовать 365,2420 суток, в то время как наш григорианский календарь состоит из 365,2425 суток, а в действительности он равняется 365,2422 суток. Эти подсчеты показывают, что оценка солнечного года, достигнутая астрономами майя, имела расхождение лишь 0,0002 суток в год вместо 0,0003 суток нашего календаря, т.е. их приближение было более точным.
Их оценка лунного месяца, рассчитываемого по различным новолуниям, должна была состоять из 29,53086 суток. По современным подсчетам, лунный месяц в среднем соответствует 29,53059 суток.
Майя имели представления о периоде движения Венеры, очень сходные с нашими. Они определяли его в 584 суток, хотя на самом деле периоды обращения этой планеты меняются.
Из некоторых сообщений в исторических источниках видно, что майя интересовались многими звездами и созвездиями. Среди них Полярная звезда, называемая Шаман Эк - “Великая звезда”, которая у майя, как и у народов Старого Света была путеводной звездой путешественников и странствующих торговцев. Плеяды, которые они называли Цаб- “Бубенчики”, так как в их контурах находили определенное сходство с погремушками хвоста гремучей змеи; Близнецы назывались ими Ак- “Черепаха”, возможно, также из-за сходства их очертаний. Высказывалось мнение, что, возможно, майя имели некоторое представление о зодиаке и прибегали к нему в астрологической практике.

Для написания чисел майя использовали несколько систем. Самой простой была та, которую они унаследовали от ольмеков и сапотеков: нумерация с черточками и точками (со значением 5 и 1 соответственно), к которой они добавили “ноль”, обозначенный маленькой морской раковиной на рисованных рукописях и подобием 4-хлепесткового цветка на каменных монументах. Этими темя знаками они могли отмечать величины, достигавшие миллионы единиц, легче, чем с применением римской нумерации с ее семью буквами. Посредством точек и полос они также осуществляли такие действия, как сложение, вычитание, умножение. Относительно легко эта система применялась и для деления.
В другой системе записи чисел использовалось изображение человеческих голов с некоторыми деталями по которым их различали. Символом цифры “10” служило изображение черепа. Варианты изображения голов соответствовали определенным божествам - покровителям ноля и первых двенадцати чисел. Однако эта система использовалась реже, чем первая.
В чрезвычайных случаях майя изображали числа посредством человеческих фигур, у которых на какой-либо части тела был нанесен символ, обозначающий цифру.
В надписях порядок чтения величин - слева направо и сверху вниз, при этом большие величины находятся в начале надписей, а следующие за ними имеют меньшее значение. Часто встречается расположение в двойной колонке, в этом случае горизонтальное чтение охватывает лишь знаки двух столбцов и затем переходит на знаки ближайшего нижнего ряда и т.д.
Что касается письменности, то предполагают, что древние майя разработали самую передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Начальным стимулом для них должно было служить наличие зачаточной письменности на более древних скульптурных монументах в области майя и в соседних землях, и даже вполне вероятно, что некоторые иероглифы майя происходят от ольмекских или сапотекских знаков.

Майя, когда закладывали начала собственной культуры, четко отличавшейся от всех остальных мезоамериканских культур, унаследовали календарные знания, приобретенные другими народами за несколько веков до этого, и дополнили их новыми идеями и изобретениями, разработав таким образом весьма сложную календарную систему.
Строители Монте-Альбана и так называемые ольмеки с побережья Веракруса и Табаско записывали на камне даты, которые позволяют утверждать, что между 500 г. до н. э. И началом нашей эры использовались два календаря, воспринятых майя в конце III в. н. э., а именно календарь в 260 дней и другой - в 365 дней.
Ритуальный календарь. Видимо, с древнейших времен использовался календарь в 260 дней. Этот календарь является результатом комбинаций 20 названий и числительных от 1 до 13. Значения названий обычно совпадают и охватывают названия животных (ягуар, змея, собака, обезьяна, ящерица, кролик, олень, орел), растений (цветок, маис, сорняк), явления природы (ветер, ночь, дождь, землетрясение, смерть) и некоторые материальные предметы(дом, кремневый нож). Функция этого календаря была исключительно “астрологической”, хотя движение светил не повлияло на его создание. Им манипулировали жрецы, обращаясь к нему, чтобы дать новорожденному имя - имя соответствующего дня - и установить то, что сейчас назвали бы его гороскопом.
Солнечный календарь. Этот календарь из 365 дней, или хааб,- астрономического характера. Он связан с земледельческими работами, т.е. он изобретен оседлыми земледельческими народами. Наблюдение за восходом Солнцами на горизонте, за смещением точки восхода с севера на юг, а затем обратно, за летним и зимним солнцестоянием позволило уточнить деятельность солнечного цикла. Исходя из 365 дней, протекающих между двумя последовательными повторениями одного и того же крайнего положения точки восхода Солнца, древние мезоамериканцы изобрели гораздо более логичное деление этого промежутка времени, чем наше: 18 месяцев по 20 дней и еще 5 “лишних” дней, считавшихся неблагоприятными, вместо наших месяцев из 30 и 31 дня, которые должны чередоваться, но не делают этого 2 раза в год, и одного странного месяца из 28 дней, который каждые 4 года имеет 29 дней.
Майя знали, что длительность солнечного цикла была больше 365 дней, но не уточняли свой календарь посредством добавления одного дня каждые 4 года. В момент регистрации даты в какой-либо надписи они объясняли, что к этой дате нужно добавить определенное количество лет, месяцев и дней, чтобы компенсировать ежегодное накопление доли дня, не учтенное с даты с даты, когда был изобретен календарь, до этого момента (“вторичная серия”). Согласно подсчетам специалистов, коррекция календаря, сделанная майя, была на одну десятитысячную долю дня в год точнее, чем коррекция нашего календаря с добавлением високосного месяца.
“Календарное колесо”. Мудрецы майя заметили, что можно совместить религиозный календарь из 260 дней и светский из 365 дней, так как 73 цолькина (260х73) давали то же число дней, что и 52 светских года (365х52), или 18980 дней. Нужно было, чтобы истек этот период для того, чтобы соответствие между определенным днем цолькина и определенным днем в одном из месяцев хааба повторилось. Название, которое было у этого периода неизвестно, но майянисты называют его “календарным колесом”.

Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если заболевания были вызваны “плохими ветрами”, или насланы врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, считалось, что излечить их может только колдовство.
Знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой они предписывали средства растительного или животного происхождения, готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей, эффективность которых была доказана эмпирически.
Знахари применяли часто терапевтический метод, основанный на элементарном принципе: лечить подобное подобным. Но сходство для майя было поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет, связываемый с симптомом с цветом растения, предназначенного для лечения. Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи.
Среди знахарей имелась некоторая профессиональная дифференциация. Костоправы лечили все виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги были способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.

Хоть майя и умели рассчитывать циклы обращения светил, но для них светила были божествами, так же как и различные явления природы, например дождь и ветер. Кроме того, сама земля, растения, что они возделывали, животные, на которых они охотились или которых приручали, тоже имели божественное происхождение.
Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциирующимся со смертью. Его ужасный вид объяснялся тем, что в ее лоне находится подземный мир, в котором покоились не только тела умерших, но также светила- Солнце после заката и Луна и звезды после рассвета.
Солнце- Ах Кин, или Кинич Ахав. Его символ - четырех- лепестковый цветок. Рисунок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок сопровождает его в иероглифических текстах кодексов. На памятниках его часто украшают щиты, которые несут важные лица. Божество имеет лицо старца с большими овальными или квадратными глазами, зрачки которых иногда размещены во внутренних , верхних или нижних углах глаза; верхние резцы- единственные зубы, сохранившиеся у него в силу преклонного возраста, подпилены в форме иероглифа дня Ик; спираль на носу и нечто, похожее на крючок или спираль в уголке рта, дополняют характерные черты солнечного бога. В некоторых случаях он мог быть представлен в виде молодого человека. Хотя он и почитался как существо, от которого зависел рост растений, похоже, что его больше боялись, чем любили, так как засухи, которые он мог вызвать, были гибельными для урожая.
Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Именно поэтому изображение бога Чаака наиболее часто встречается в кодексах и на монументах Юкатана. Это бог, имеющий такие характерные черты, как длинный висящий нос, глаз, обведенный спиралью, зрачок в форме запятой и завиток над носом, рот, беззубый или с одним верхним резцом и часто с одним крюком, выходящим из видимого уголка рта вперед, при этом лицо изображено в профиль. Он может быть изображенным стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой. Обычно в руке он держит каменный топор или факел.
Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, вторая - потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света. Майя Юкатана считали, что бог дождя жил на дне сенота, поэтому, чтобы добиться его благосклонности, они бросали в колодец различные приношения и людей (предпочтительно детей, плач которых ассоциировался с дождем). Другим магическим средством, якобы вызывающим дождь, служил густой черный дым, образующийся при сжигании каучука или специального порошка и напоминающий темные дождевые тучи. В горных районах Чьяпаса и Гватемалы считали, что бог дождя и его слуги, молния и гром, жили в горных пещерах.
Природные явления, связанные с дождем, - ветер, молния и гром- также были почитаемы у майя. Некоторые исторические источники упоминают о божествах Павахтунах, насылавших ветры с четырех сторон света, при этом каждый был связан с цветом, соответствующим его направлению. Эти сверхъестественные существа обитали под землей; они скорее напоминали слуг бога дождя - Чаакообов, чем самостоятельных божеств.
Похоже, у майя не было особых божеств молнии и грома; видимо, они считались силами, происходящими от Чаакообов, или просто их орудиями. Топор, который в кодексах очень часто сжимает Чаак, мог символизировать гром (из-за удара, производимого при работе им) и молнию- из-за искр, высекаемых при ударе о другой камень. Барабан, на котором иногда в кодексах играет Чаак, также, вероятно, напоминает гром.
Важное место по многозначности функций и по связи с жизненными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Главным образом она представляет Луну, называвшуюся на языке майя Юкатана “У”. В календарных надписях это ,видимо, молодая богиня числа “1”.
Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влиянием на рост растений и здоровье людей. Поэтому она считалась богиней- покровительницей медицины. Идол, ее изображающий, помещался под циновку роженицы, чтобы облегчить роды. Кроме того, она покровительствовала ткачеству. Ишчель может в целом считаться богиней, покровительствующей женщине и ее основным занятиям.
Другая богиня, которая называется Иш Чебель Яш и находится в тесном родстве с Ишчель. У нее тот же иероглиф, что и у Ишчель, за исключением того, что ее лицо в морщинах и иногда у нее только один зуб, что указывает на ее старость. По мнению Шельхаса, она является супругой Ицамны и матерью Ишчели. Она также связана с Чаакообами, поскольку ее нередко изображают льющей воду из сосуда. Как и Ишчель, она, видимо, была покровительницей ткачества, живописи и вышивки. На последней странице Дрезденского кодекса она представлена со злобным выражением лица, с когтями на ногах, юбкой, украшенной скрещенными костями, и со змеей, свернувшейся на голове. Знак Кабан в ее иероглифе, как и в иероглифе Ишчели, указывает на то, что обе богини связаны в некотором роде с Землей.
У майя издавна обожествлялся маис - основа их питания и, согласно “Пополь-Вух”, плоть людей, сотворенных богами. В кодексе он представлен красивым молодым человеком, голова которого заканчивается в виде початка или окружена листьями маиса. Часто он изображен выполняющим какую-либо земледельческую работу.
У майя обряд человеческого жертвоприношения путем обезглавливания связан, видимо, с культом маиса. На одной из сцен Дрезденского кодекса изображено, как воздается культ именно голове бога маиса; отсеченные головы вместо початков помещены среди листьев маиса на крестообразной фигуре в Паленке, известной как “Лиственный крест” и находящийся в храме того же названия.
Другим обожествляемым растением было какао. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, т.к. он был богом- покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми торговцами.
В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном.
Ицамна был по преимуществу богом неба. Он олицетворял небеса в их бесконечности и вечности, небо дневное и ночное. От Ицамны зависело все, что было связано с небом: солнечный свет, лунные влияния, дождь и как производное всех этих природных сил урожаи. Как небесный бог и творец, он изображался беззубым старцем, а как божество, дарующее жизнь растительности, - иероглифом в виде листьев, растущих из его лба. В Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в виде двуглавой змеи. Ицамне приписывались многочисленные свойства, поэтому к нему часто обращались по различным поводам - и чтобы предотвратить коллективные бедствия, например засуху, и чтобы испросить хорошего здоровья.
В ритуальном календаре каждому дню соответствовало предсказание для родившегося в этот день, предопределявшее его будущие качества, а также род предстоящих ему занятий и судьбу. Согласно верованиям майя, влияние дней ритуального календаря сказывалось на судьбе не только отдельной личности, но и коллектива людей, т.е. одни знаки были благоприятны, а другие наоборот, опасны для данных занятий. Кроме того, жрец, занимавшийся этими предсказаниями, учитывал влияние- хорошее или плохое- числительного, сопровождавшего каждый день, которое в зависимости от обстоятельств могло бы изменить судьбу, зависящую от названия дня.
По сообщениям хронистов и по изображениям в кодексах и на монументах, а также по археологическим находкам, можно до некоторой степени восстановить ритуал, через который проявлялись религиозные верования майя. Известно, что больше всего майя были озабочены добыванием пищи и продлением жизни. Они считали, что в этом им могут помочь различные обряды, индивидуальные или коллективные. К их числу относились посты и воздержания; молитвы; приношения, возлагаемые перед изображениями божеств и состоявшие из цветов, плодов, пищи растительного или животного происхождения, живых или только что принесенных в жертву животных; возжигание душистой смолы-копала; жертвенные кровопускания, когда человек извлекал из своего тела капли крови, главным образом из ушей и языка; человеческие жертвоприношения.
Церемонии религиозного характера сопровождали все важнейшие моменты коллективной и индивидуальной жизни. Например, одни обряды сопровождали земледельческие работы, другие были связаны с жизненным циклом человека.
В похоронных обрядах отмечаются различия в отношении к телу умершего в зависимости от социальной категории данного лица: кремация правителей и важных лиц, пепел которых хранился в глиняных урнах или деревянных статуях; простая яма под хижиной или рядом с ней- для простых людей. Археологи определили, что в зависимости от социального положения усопшего захоронение могло быть простой ямой, вырытой в земле, ямой, обложенной изнутри камнями и закрытой сверху плитой, камерой с каменными стенами и сводчатым потолком. Захоронение могло находится под полом хижины, внутри платформы религиозной или гражданской постройки, в кургане, насыпанном с похоронными целями; некоторые гробницы украшались настенной живописью. Оно могло быть индивидуальным или коллективным, в последнем случае легко опознаются останки, соответствующие главному лицу, и останки сопровождавших его людей, принесенных в жертву для служения ему на том свете. Количество и качество предметов, положенных как приношения, также варьировались.
Во время религиозного праздника Нового года изображение бога - покровителя ушедшего года заменялось изображением покровителя начинающегося года. Каждый месяц устраивались праздники в честь богов - покровителей некоторых профессий (лекари, жрецы, охотники, рыбаки, пчеловоды, воины и т.д.). Конец некоторых больших периодов отмечался особенно пышно.
Очевидно, что религия у древних майя играла огромную роль. Она регулировала не только все стороны социальной жизни, но и личную жизнь любого человека, члена этого общества. Жречество, осуществлявшее это всестороннее регулирование, использовало свою неограниченную власть над простым народом и держало его в повиновении.



ЭКВАДОР СЕГОДНЯ


~ КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ~

  • Partisan
    "Сухой закон поможет контролировать подпольные вечеринки" или приведет к их росту, как ... Читать далее
     
  • Partisan
    протестуй не протестуй, все равно получишь .... )))) денег то нет. ситуация конечно ... Читать далее
     
  • Прохожий
    "...мы начали видеть свет в конце туннеля..." - напомнило старый анекдот: - Мы уже ... Читать далее

Новости из России

© 2009-2019 Эквадор сегодня™ | Ribbek news agency | Ecuador-Quito