Chachi
Население племени Chachi составляет в целом приблизительно 4 000 человек, 600 из которых, живут в сообществах. Их территория ограничена четырьмя реками и известна мастерами, создающими каноэ и традиционные плетённые корзины. Язык подобен языкам племен Awa и Tsáchila.
Awa-Kwaiker
Племя Awa-Kwaiker расположены на северо-западе Эквадора между реками Мира и Сан-Хуан в области Карчи. Другие сообщества Awa также расположены в областях Имбабура, Эсмеральдас и некоторых в Колумбии. Они насчитывают приблизительно 1600 населения. Их язык (Авапи) является частью языковой семьи племен Chachi и Tsáchila. "Awa" означает "люди", но их часто называют Kwaiker по названию небольшого колумбийского города, расположенного рядом с их сообществом.
Афроэквадорцы
Существует приблизительно 500 000 афроэквадорцев, обитающих, главным образом, в провинции Эсмеральдас и долине Чота. Их присутствие в Эквадоре связано с кораблекрушениями невольничьих судов у берегов Эквадора.
Tsáchila
Коренное племя Tsáchila насчитывает приблизительно 2 000 человек, поселившихся в лесном массиве на западном склоне Анд. Они имели обыкновение называться "колорадос" из-за своего способа расчесывать и красить свои волосы краской из дерева бикса. Они говорят на tsafiqui, языке, который распространен в племенах Awaа и Chachi.
"Tsáchila" означает "истинные люди" и представители этого племени являются самыми известными из коренных жителей в прибрежном районе. Племя Tsáchila обрело популярность у туристов из-за их красного боди-арта. До 1950-х, когда еще не существовала дорога, построенная через их территорию, племя Tsáchilа оставалось изолированным от внешнего мира. Теперь, они включились в ориентированную на экспорт сельскохозяйственную экономику и быстро теряют свои традиции и культуру.
Народности горной части страны.
Cañar
В 50-х годах прошлого века жители провинции Каньяр, расположенной в южной части Эквадора, начали производить шляпы-панамы, пытаясь бороться с растущей бедностью. Инки включили территорию племени Cañar в свою империю за шестьдесят лет до испанского завоевания, но в отличие от большинства племен, которые они завоевали, племя Cañar никогда не теряло свою этническую идентичность. В 1532 году Cañar было одним из тех племен, которые рассматривали испанцев как своих освободителей от тирании инков и вступали с ними в стратегические союзы. Как ни странно, инки были намного более успешными в изменении этнической идентичности Cañar, чем испанцы. Позже они все таки приняли сторону своих доиспанских угнетателей в кампании против диктаторов испанской культуры, с которыми они первоначально совместно участвовали в завоевании империи инков.
Otavalo
Главный аспект родовой идентичности в Эквадоре – национальный костюм. Люди, знакомые с этническими костюмами, зачастую могут примерно сказать уроженцем каких мест является человек, глядя лишь на его наряд. Жители городка Отавало не сильно отошли от этой практики, и многие все еще носят традиционные наряды. Для мужчин это синее пончо, мягкие фетровые шляпы, белые штанишки по щиколотку, и шимба – длинный шнурок, который достает почти до талии. Эта традиция появилась, вероятно, еще до Империи инков, и достаточно глубоко вжилась в культуру. Фактически, эта традиция настолько важна как символ местной этнической идентичности, что, когда местные мужчины служат в эквадорской армии, они не должны о ней забывать.
Женская национальная одежда гораздо ближе к одежде инков, которую повсеместно носят в Андах. Женщины одеты в белые блузки, синие юбки и платки. Драгоценности – также являются важным дополнением к национальному костюму Otavalo – это ряды ожерелий, в которых преобладают золотые бусинки и красные коралловые браслеты – наиболее распространенные виды драгоценностей, которые носят женщины Otavalo. Хотя гости этого региона считают украшения местных женщин странными, их внешний вид связан с индейской идентичностью и является способом выражения своей этнической принадлежности.
В Otavalo много индийцев все еще говорят на языке своих предков кечуа, что является еще одним свидетельством их способности придерживаться традиционных культурных ценностей и методов, несмотря на годы притеснений. Множество продавцов на рынках говорят и на языке кечуа, и на испанском, а некоторые даже немного знают английский или французский, но по большей части, язык кечуа является первым в большинстве местных семей. Язык совместно с традиционными нарядами являются основными этническими показателями, которые определяют местное население города Отавало как именно индейское.
Quichuas de Chimborazo
В Чимборасо обитает больше местных народов, чем в любой другой провинции, насчитывающих приблизительно 250 000 человек. Племенами, известными своей отличительной национальной одеждой, являются Cachas, Lictos, Coltas, Calpis, Pulucates и некоторые другие. Приблизительно 40 % современного населения Чимборасо - представители коренных народов.
Исторически, они получили репутацию одних из самых воинствующих племён Эквадора. В декабре 1871 Фернандо Дакилема организовал восстание своего сообщества Yaruquíes, которое быстро распространилось по соседним сообществам прежде, чем было подавлено. Основным поводом для начала противостояния был не земельный вопрос, а налоги, которые коренные жители были вынуждены платить церкви и государству. Это восстание помнят как одно из самых крупных и самых важных в Эквадоре в девятнадцатом веке.
Salasaca
Представители племени Salasaca, согласно некоторым источникам, являются потомками колонистской группы из Боливии, существовавшей во времена правления империи инков. Они живут в провинции Тунгурауа, к юго-востоку от города Амбато в песчаной равнине у подножия горы Телиготе.
Saraguro
На юге Эквадора, в 64 км к северу от кантона Лоха, столицы одноименной провинции и в 140 км к югу от кантона Куэнка (провинция Асуай) живет этническая группа Сарагурос (Saraguros), одно из наиболее важных сообществ аборигенов Южной Америки. Жители этих мест сохраняют исконные привычки своих предков, храня верность, в первую очередь, традиционному облачению, языку, древним кустарным промыслам, традициям и ритуалам празднования солнцестояний.