Национализация крупнейшей нефтедобывающей компании Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF) завершилась в Аргентине. Примеру этой страны следует Боливия, президент которой Эво Моралес объявил о возможности национализации всех добывающих компаний. Испанские предприниматели опасаются цепной реакции по всей Латинской Америке, где ими вложены многомиллиардные средства.

В Буэнос-Айресе в понедельник состоялось первое собрание акционеров YPF, после того как президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер подписала в мае указ, в соответствии с которым вступил в силу закон об экспроприации 51% акций компании, принадлежавших испанской Repsol. Исполнительным директором и председателем совета YPF назначен 44-летний Мигель Галусио. Как пишет Clarin, всего в руководстве YPF 17 мест, большинство из них заняли представители правительства и руководства провинций. Среди них – замминистра экономики Аксель Кисиллоф, которому принадлежит инициатива национализировать YPF. За испанской Repsol сохранилось лишь одно место. В общей сложности она контролирует 12% акций компании.

Неудивительно, что представители Repsol объявили собрание неправомерным. Испанцы считают национализацию YPF незаконной, а аргументы властей (они якобы недостаточно инвестировали в нефтедобывающую отрасль, выводя прибыль за пределы Аргентины в виде дивидендов, и экспортировали слишком много нефти для получения выгод от мировых цен вместо поставок на внутренний рынок) – не соответствующими действительности. Они протестуют в суде, требуя компенсации в 9,3 млрд. долл. Но Буэнос-Айрес платить такую сумму не намерен.

В официальных документах утверждается, что Repsol в ущерб Аргентине, откуда получала значительную часть прибыли, предпочитала искать энергоносители в таких странах, как Россия, Ирак, Ливия, Колумбия. За 1999–2011 годы разведанные запасы нефти YPF сократились на 40,5%, а ее производство упало на 38,3%. Запасы газа снизились на 47,1%, его добыча – на 25,4%.

Решение Буэнос-Айреса вызвало резко отрицательную реакцию со стороны Евросоюза и США, пригрозивших Аргентине экономической изоляцией. Испания прекратила закупку в Аргентине биодизельного топлива, призвала лишить ее таможенных льгот, а также намерена подать иск в ВТО за введенные ограничения на импорт европейских товаров.

Если Испания пытается добиться справедливой компенсации дипломатическими и юридическими способами, то в других странах всерьез задумались о целесообразности дальнейших капиталовложений в Аргентине. Так, на минувшей неделе канадская компания по добыче серебра Pan America Silver заявила о сокращении инвестиций в Аргентину. Вчера стало известно, что канадская Cameco выходит из проекта по разработке месторождений урана сразу в трех аргентинских провинциях.

Впрочем, Аргентина – не единственная в Западном полушарии страна, вступившая на путь национализации. Теперь и власти Боливии рассматривают возможность национализации всех предприятий добывающей отрасли. «Еще одним направлением нашей политики может стать возвращение или национализация всех компаний, которые задействованы в добыче природных ресурсов, – заявил на днях президент Боливии Эво Моралес. – Все они должны находиться в руках народа и под управлением государства».

К заявлению Моралеса иностранный бизнес отнесся со всей серьезностью, памятуя о том, что в мае Боливия отобрала у испанской Grupo Red Electrica de Espana энергетическую компанию Transportadora de Electricidad. И это при том, что не так давно Мадрид простил боливийскому правительству долг в 62 млн. евро. Причиной такого шага Моралес назвал недостаточный уровень инвестиций материнской компании в дочернюю.

За годы правления Моралеса в Боливии уже национализировано немало предприятий, работающих в области нефте- и газодобычи и телекоммуникаций. Они принадлежали британским, германским, голландским, итальянским и швейцарским компаниям. Кстати, три года назад Моралес посетил Испанию, где уговаривал тамошних предпринимателей вкладывать капиталы в Боливии, обещая им гарантии доходов и процветание.